Некоторые дети любят читать, другие не любят, а многие находятся где-то посередине. Большинство детей (и взрослых) тянутся к интересным и понятным материалам для чтения. Но в конечном итоге вашему ребёнку придется читать тексты, которые не интересны и не просты для понимания, поэтому развивать способности к чтению всегда полезно.
Как родитель, вы можете помочь детям развить навыки чтения с помощью увлекательных занятий, некоторые из которых на первый взгляд даже не имеют отношения к чтению. Вот лёгкие стратегии улучшения чтения, которые можно использовать дома.
Приёмы для улучшения чтения у детей
- Попросите ребёнка придумывать истории: пока он сочиняет историю вслух или в письменной форме, вы можете подсказать синонимы, обогатить словарный запас и побудить ребёнка погружаться в описания и детали. Это упражнение позволяет попрактиковаться в продумывании логических последовательностей и может вызвать любопытство, когда ребёнок узнает, что есть книги с похожими на его фантазию историями.
- Сравнивайте книги с фильмами: пусть ребёнок прочитает книгу, а затем посмотрит видеоверсию истории. Поговорите о сходствах и различиях между этими двумя вариантами. Что понравилось или не понравилось в каждой истории? Что лучше, что предпочесть — книгу или фильм, и почему?
- Сходите в библиотеку и начните участвовать в библиотечных программах чтения. Большинство библиотек предлагают учащимся программы во время школьных каникул. Эти программы обычно адаптированы к уровню чтения, тематике или предлагают некоторые из лучших произведений для детей и молодежи. Сотрудники библиотеки могут проводить специальные мероприятия на основе выбранных книг или более широкоплановые мероприятия и экскурсии, призванные помочь школьникам глубже изучить литературу. Библиотекари, как правило, рады помочь каждому ребёнку и привлечь читателей любого уровня в пределах возрастной группы.
- Исследуйте различные формы материалов для чтения: ознакомьтесь с работами как в их книжных формах, так и в аудиовариантах. Многие из книг с высоким рейтингом для детей и молодёжи доступны для прослушивания, и ребёнку может быть полезно читать текст и слушать его аудиоверсию одновременно. Учёные Университета Бостона уверены: когнитивное действие, заключающееся в одновременном видении и прослушивании слов и фраз, усиливает распознавание слов с помощью зрения, улучшает практическое использование знаков препинания и знакомит с трудными для произношения словами.
- Поощряйте любопытство к словарному запасу: когда ребёнок читает книги, предложите вместе поискать в словаре сложные или незнакомые слова. Вы можете сделать карточки с этими словами и угадывать их значение, прежде чем найти определение в словаре. Это развивает навык логического вывода, который заключается в обдумывании возможных ответов на основе контекста.
- Укрепляйте навыки правописания. Если вы делаете карточки со сложными словами, пусть ребёнок потренируется произносить слова вслух и писать их. Дайте ему возможность перепроверить правописание и найти ошибки самостоятельно. Это отличная стратегия, которую можно использовать в течение всего года. Она учит детей самопроверке и самокоррекции, а также снижает их страх перед попытками разобраться в сложных словах. Самым юным ученикам может понравиться использование мультисенсорных методов, таких как обведение слов пальцем или даже выкладывание их по магнитным буквам на холодильнике.
- Читайте по старинке: по очереди читайте отрывки или позвольте ребёнку следить за вами, пока вы читаете. Используйте возможность интонировать, читать тексты разными голосами, которые соответствуют личностям персонажей или тону истории.
- Сравнивайте книги авторов: пусть ребёнок прочитает две книги одного и того же автора (и лучше, чтобы вы тоже прочитали их для совместного обсуждения). Сравните, чем они похожи и чем отличаются. Что понравилось вам и ребёнку больше всего? Почему?
- Просите ребёнка помогать вам в деятельности, где нужно чтение. Практические вещи, такие как поиск часов работы магазина, простых инструкций или ингредиентов на упаковке еды, могут дать детям ощущение нужности и полезности чтения небольшими, управляемыми дозами.
- Хвалите ребёнка (делайте это правильно: вот тут мы рассказали, как надо). Учёные Temple University выяснили, что дети, которых хвалят в раннем детстве, в начальной школе показывают более высокие успехи в математике и чтении, и причина в том, что они не боятся браться за более сложные задачи.
Как и сколько надо выделять времени на чтение?
- Когда вы тренируете навыки чтения у детей, важно следить, чтобы это взаимодействие не вызывало стрессов. Используйте ошибки как обучающие моменты. Если ваш ребёнок устает читать, читайте по очереди или делайте перерыв.
- Для большинства дошколят и учащихся начальной школы хорошим началом будет от 15 до 20 минут чтения по крайней мере три дня в неделю.
- Если ваш ребенок хочет больше времени, это прекрасно. Но если он расстраивается или испытывает трудности с концентрацией внимания, сократите продолжительность и подумайте о более коротких текстах или более низком уровне чтения (например, отличный формат для начинающих — комиксы). Не беспокойтесь о том, что это может быть слишком легко — ваш ребёнок сам попросит более сложный материал, когда будет готов.
- Создайте уютную и спокойную атмосферу во время чтения. Поваляться вместе с книжкой перед сном или почитать в послеобеденное время, читать на прогулке на качелях — вот лишь несколько идей. Вовлекайте детей в планирование занятий по чтению и наслаждайтесь совместным времяпрепровождением.
Особые ситуации
Если у ребёнка есть проблемы с обучаемостью, могут понадобиться дополнительные рекомендации от учителя, психолога или логопеда-дефектолога. Большинство стратегий могут помочь развить навыки чтения, но надо знать определённые проблемные моменты и работать над ними отдельно.
Иногда трудно понять, в чём именно причина отставания навыков чтения. У ребёнка могут быть проблемы с базовыми навыками чтения или с пониманием прочитанного, и специально разработанные инструкции — ваш основной помощник. Например, такое расстройство чтения, как дислексия, требует иного подхода, чем гиперлексия. Если о дислексии как нарушении чтения сегодня знают многие, то о её «обратной стороне» информированы не все. Подробно об этом состоянии мы рассказываем в статье «Гиперлексия у детей: что это такое?».
Использованы фотоматериалы Unsplash