К категории «непопулярных» детей относятся те, кого называют «нюнями» или «мямлями». Это вызывает беспокойство у родителей, которые хотят видеть ребёнка успешным и самостоятельным. У некоторых детей повышенная чувствительность и впечатлительность связана с типом психики. Но часто нерешительность и неспособность к самостоятельному принятию решений связана с родительскими ошибками в воспитании. При наличии высокого интеллекта и академических способностях, дети могут не иметь достаточных навыков социального общения и испытывать проблемы со вхождением в коллектив.
Особенности воспитания детей сегодня
Многие родители испытывают недоумение от несамостоятельности ребёнка, отсутствия у него друзей или нежелания общаться со сверстниками. Разумеется, репутация «нюни», «нытика» или неудачника неприятна всем. Такие дети часто становятся объектами насмешек и буллинга в школьном классе или группе детского сада. Особенно непростительно быть «нюней» для мальчика, от которого ждут внутренней силы и умения справляться со своими эмоциями.
Основной проблемой многих родителей является повышенная тревожность. Именно она способствует стремлению оградить ребёнка от получения необходимого опыта в познании мира. Тревожность может возникнуть в результате единичного случая травмы или неудачного взаимодействия с бытовыми предметами. Родители, особенно, матери, начинают испытывать чувство вины и стремятся исключить возможность дальнейшего взаимодействия с опасными предметами или ситуациями.
Для некоторых родителей характерны противоречивые требования к детям. С одной стороны, они хотят видеть их самостоятельными, с другой — способствуют ограничению их самостоятельности и стараются выполнять многие задачи за них. В итоге, как только ребёнок достигает подросткового возраста, родители начинают жаловаться на его безынициативность, нежелание выполнять работу по дому или учиться.
Влияние повышенной тревожности родителей на развитие детей
Многие взрослые сегодня жалуются на несамостоятельность подростков и молодых людей. Особенно остро проявляется проблема в России, где семейные связи по-прежнему сильнее, чем в Европе и США. Поэтому помощь взрослому ребёнку остается актуальным даже после того, как он окончит высшее учебное заведение.
В современном мире существует множество факторов, способствующих развитию родительской тревожности. Немалую роль в этом играют средства массовой информации. Ежедневно человек сталкивается с огромным количеством новостей о захватах заложников, стихийных бедствиях, массовых отравлениях, техногенных катастрофах и преступлениях, совершаемых против несовершеннолетних.
Взрослые, подвергавшиеся гиперопеке в детстве, часто проявляют эту склонность и по отношению к собственному ребёнку. Больше всего к гиперопеке склонны родители, имеющие одного ребёнка. Особенно повышенный уровень тревоги свойственен матерям и бабушкам. В некоторых случаях она принимает формы усиленного контроля, лишающего ребёнка способности к самостоятельному принятию решений. Иногда можно встретить семьи, в которых мать отводит в школу ученика 11 класса или первого курса университета.
Высока вероятность воспитать несамостоятельного «нюню» в авторитарных семьях, где родители не считаются с мнением ребёнка, контролируют его круг общения и не принимают во внимание его эмоции и чувства. При этом, когда он подрастает, его несамостоятельность может вызывать у взрослых искреннее недоумение.
Под малоприятным словом «нюня» подразумевается не только впечатлительный и чувствительный ребёнок или подросток. Это робкий, несамостоятельный человек, привыкший, что за него все решает кто-то более сильный и авторитетный. И если родители не хотят воспитать несамостоятельного «нюню» и удивляются, почему вдруг сын или дочь ничего не хочет и ни к чему не стремится, то, возможно, им необходимо пересмотреть свое отношение к воспитанию.
Как воспитать ребёнка успешным и самостоятельным: правильная работа с эмоциями
Ребёнок — «нюня», особенно, если это мальчик, не только не будет популярным в школьном коллективе, но и в дальнейшем будет испытывать сложности в жизни. Невозможность самостоятельно принимать решения способна серьезно навредить человеку в построении карьеры и семьи. Лучшее, что могут сделать родители для воспитания ответственного и самостоятельного ребёнка — учитывать его мнения и давать ему возможность проявить себя в соответствии с возрастом.
Прежде всего, даже дошкольнику не следует навязывать занятие, которое ему не нравится, но нравится родителям. Он вправе выбирать дополнительные занятия, если к ним есть склонность. Также с определенного момента необходимо предоставлять ему возможность самому одеться и причесаться. Даже, если он в первый раз сделает это не очень аккуратно, следует поощрять его стремление к самостоятельности.
У ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста должны быть свои обязанности по дому. Это пригодится ему в будущем, когда он будет жить отдельно от родителей. Музыкальные и художественные вкусы могут отличаться от родительских. А в подростковом возрасте авторитет родителей уступит место мнению друзей, и с этим тоже необходимо смириться.
Выбирать друзей и круг общения тоже должен сам ребёнок. Случается, что родителям больше нравится один мальчик или девочка, а ребёнок выбирает дружбу с другим. Просто в новом друге или подруге есть что-то привлекательное для него лично, так же, как и в одноклассниках противоположного пола.
Эмоции родителей по поводу несправедливости жизни, опасностей окружающего мира и наличию не самых добрых намерений у людей вполне понятны. Но стремление оградить ребёнка от возможности познания окружающего мира является грубой ошибкой в воспитании. Желание все решать за ребёнка и отказ признавать его мнение также не приведет к улучшению морального климата в семье. Чтобы он вырос самостоятельным, необходимо объяснять ему правила безопасности и предоставлять определенную степень свободы в соответствии с возрастом.