Нередко родители узнают о проблемах ребёнка в учебе только из уст преподавателя. А ведь их можно было бы предотвратить, если своевременно обратить внимание на школьные дела ребёнка и регулярно поддерживать с ним общение. Доверительная беседа, по словам психологов, — это важное условие правильного воспитания детей. Если нет общения с ребёнком, то установить нормальные отношения с ним трудно: он постепенно теряет доверие к близким и ищет друзей за пределами дома, что нередко приводит к печальным последствиям. Какие советы помогут установить диалог между детьми и взрослыми?
Искреннее внимание родителей
По независимым опросам, дети чаще всего сетуют на постоянную занятость взрослых, которая мешает общению. Большинство опрошенных детей признаются, что родители обычно задают один или два вопроса о школьных делах и слушают ответы ребёнка без искреннего интереса. Многим взрослым не так важны подробности. Из-за нехватки времени или усталости им достаточно услышать, что все у ребёнка хорошо или нормально. Поначалу дети могут обижаться на равнодушие к своим рассказам, но постепенно они привыкают к такому стилю общения и сами теряют интерес к беседе.
Ребёнок школьного возраста не меньше нуждается во внимании, чем дошколята. Нужно обязательно находить время для полноценного общения и проявлять неподдельный интерес ко всему, о чем говорит ребёнок: будь-то обида на товарища по парте, испорченный кляксой лист или вкусные булочки за обедом. Все эти мелочи могут стать важной ступенью к разговорам об учебе и школьным вопросам, к которым обычно дети приступают с неохотой.
Открытые вопросы ребёнку
Самый распространенный вопрос, задаваемый родителями ребёнку: «Как прошел день?» или «В школе все хорошо?». Но именно такое начало беседы, по мнению психологов, считается неудачным, поскольку выбранные вопросы предполагают односложные ответы. Если же хочется установить с собеседником диалог следует предпочесть открытые или более конкретные вопросы, которые дают возможность ребёнку развить разговор: «Чем вы занимались на уроке физкультуры?», «Кого сегодня не было на занятиях?», «Что давали на обед?».
Определенность в вопросе поможет ребёнку лучше вспомнить события прошедшего дня. Вместо вопросительных конструкций можно использовать просьбы или побуждения: «Расскажи об игре, в которую вы играли на перемене», «Покажи самое запомнившееся место по теме в учебнике, которую вы сегодня проходили» и пр. Беседу следует строить так, чтобы она была интересна не только родителю, но и ребёнку.
Наглядные материалы
По результатам исследований, дети, приносившие домой выполненные в школе поделки или творческие задания, гораздо охотнее рассказывали родителям о своих новостях, чем остальные. Взрослым следует обратить внимание на подобные проекты и начать разговор с них. Искренний интерес родителей к работе ребёнка повысит его самооценку. Пусть малыш расскажет о своем творчестве: какое было изначальное задание, с чего он начал и почему, хотел бы он еще что-нибудь добавить?
Знакомство с расписанием уроков
Чтобы беседовать о школьных занятиях, родителям нужно быть в курсе расписания уроков. Это позволит не ошибиться в вопросах о предметах, которые были у ребёнка в течение дня. Стоит уточнить у школьника, какие уроки ему понравились больше всего, а какие меньше и почему? Так можно понять предпочтения ребёнка в школьных областях, узнать причины его выбора.
Взаимное общение
Общение должно быть взаимным, а не только состоять из односторонних вопросов. К примеру, взрослые могут рассказать детям о том, как прошел их день, что с ними приключилось в течение работы. Важно подчеркнуть свои интересы, переживания, эмоции, чтобы установить доверительную беседу. Если говорить сухо и невыразительно, то вряд ли дети проявят интерес к такому диалогу и захотят продолжать его. К тому же, изучая эмоции взрослых, ребёнок лучше понимает свои переживания и точнее их описывает. Нужно поощрять его, если он сам проявляет инициативу и спрашивает у родителей о прошедшем дне.
Книга-помощник
Иногда начать разговор помогает книга. Желательно, чтобы это были веселые рассказы или стихи о школе, которые бы понравились ребёнку и подняли бы ему настроение. Забавные истории, приключившиеся с другими детьми, могут пробудить у ребёнка желание рассказать об интересных фактах из своей школьной жизни. Вместо книги можно посмотреть фильмы или короткие забавные видео, к примеру, сборник киноисторий «Ералаш».
Ритуалы перед сном
Многие дети любят поговорить перед сном, на что влияют: уютная постель, полумрак и нежелание спать. Если родители читают ребёнку перед сном — замечательно! Но после окончания чтения можно просто полежать с малышом в темноте и ненавязчиво поговорить о школе. Психологи утверждают, что дети в такой ситуации гораздо охотнее делятся и общаются. При этом не стоит слишком увлекаться беседой, чтобы не нарушить режим и дать ребёнку выспаться.
Умение слушать детей
Как только школьник начнет говорить о своих делах, не нужно его перебивать и забрасывать вопросами. Даже если очень хочется уточнить детали, можно это сделать после окончания рассказа. Когда детей прерывают на полуслове и задают новые вопросы, они часто теряют свою мысль, что начинает их раздражать. И постепенно их интерес к беседе угасает. Ребёнок чувствует себя более уверенным, когда имеет возможность спокойно поведать о своих делах и мыслях, а взрослый при этом внимательно его слушает.
Совместное времяпрепровождение
Во время совместных дел с ребёнком тоже можно хорошо общаться. Лучше всего для откровенных бесед выбирать спокойные виды занятий: к примеру, настольные игры, поход, рыбалка, поездки. Нужно учить ребёнка размышлять и анализировать все, что с ним происходит, чтобы он хорошо осознавал свои эмоции и умел распознать свои ошибки, причины проблем. Выбирая совместное увлечение, можно решать сразу две задачи — уделять внимание ребёнку и поддерживать общение с ним. В некоторых семьях принято беседовать за ужином, когда за столом собирается вся семья. Но далеко не всегда дети готовы делиться своими новостями со всеми близкими. Родителям это нужно учитывать и не давить на ребёнка.