Когда ребёнок впервые идет в школу, переводится в другой класс или учебное заведение, ему приходится не только перестраиваться на новый режим обучения, но и осваиваться в незнакомом коллективе. Чтобы приспособиться к непривычной среде, любому человеку необходимо время. Процесс адаптации школьника может длиться от двух месяцев до полугода, в зависимости от его личностных особенностей, уровня социализации, готовности к учебе (интеллектуальной, физической, психологической). В этот нелегкий для ребёнка период взрослым имеет смысл переключить на него свое внимание, и стать для юного члена семьи надежной поддержкой.
Создаем правильный настрой
Подготавливая ребёнка к поступлению в новое учебное учреждение или к переводу в другой класс, родители в первую очередь должны обратить внимание на общую обстановку в семье. Ведь от того, как взрослые домочадцы настроены на происходящее, во многом будет зависеть и длительность адаптации школьника к новой среде.
Никогда не заводите в присутствии сына или дочери разговоров о том, как тяжело быть «новеньким». Получивший негативную установку ребёнок, при попадании в незнакомый коллектив, будет чувствовать сильное внутреннее напряжение и постоянно находиться в оборонительной позиции. С таким настроем малыш вряд ли сможет быстро наладить отношения со сверстниками и учителями.
Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно и пребывал в атмосфере благополучия. Поддерживайте свое чадо и настраивайте его только на позитивный лад. Дайте малышу понять, что вы всегда будете рядом, а потому он может рассчитывать на вашу поддержку в любой момент.
Как понять, что ребёнку нужна помощь?
Ребёнок, который успешно адаптировался к школе, ведет себя уверенно и непринужденно. Он весел, спокоен, быстро находит друзей в классе, хорошо отзывается о своих одноклассниках и учителях, без проблем выполняет домашние задания.
Состояние и поведение ребёнка, который еще не успел адаптироваться к школьной среде, обычно нестабильные. Родители могут заметить, что малыш стал выглядеть очень уставшим и нервным; он долго не может заснуть вечером, с трудом просыпается по утрам, часто капризничает или плачет, жалуется на одноклассников, негативно отзывается об учителях. В такой сложный период многие дети испытывают существенные трудности в учебной деятельности. Они имеют слабую усидчивость, плохо усваивают знания, игнорируют требования классного руководителя, ведут себя агрессивно, когда учитель делает им замечания.
Если через два месяца после поступления в новую школу или другой класс состояние малыша не стабилизируется, взрослым необходимо вмешаться в школьную жизнь своего чада. Но делать это нужно крайне осторожно, чтобы не усугубить ситуацию.
Помогаем ребёнку осваиваться в коллективе
Приходя в незнакомый коллектив, многие дети оказываются на нижних ступенях иерархии. «Новенькие» не знают, как себя вести со своими одноклассниками, и просто теряются в непривычной обстановке.
Первое время будьте особенно внимательными к своему чаду и регулярно проводите с ним спокойные доверительные беседы. В ходе разговоров объясняйте малышу, что нет ничего страшного и удивительного в том, что он еще не освоился в непривычных для него условиях. Станьте для него лучим другом, который всегда поймёт и поможет.
Если ребёнок рассказывает вам о конфликтах со сверстниками, внимательно слушайте его повествование и делайте соответствующие выводы. Постарайтесь четко понять, в чем заключается основная причина конфликтов, и предложите малышу возможные выходы из сложившихся обстоятельств.
Мальчикам, а также боевым девчонкам, необходимо объяснять, что завоевывать признание в классе посредством рукоприкладства недопустимо. К тому же, заслужить авторитет можно только хорошими поступками, достойными уважения.
Находим верных союзников среди учителей и других родителей
Учитель, безусловно, должен помогать школьникам осваиваться в непривычной среде, учить детей объединяться и конструктивно общаться. Однако большинство современных педагогов не считают, что это их прямые обязанности. Даже если классный руководитель не помогает детям разрешать межличностные конфликты и не использует индивидуальный подход для «подтягивания» успеваемости учеников, родителям не стоит предъявлять ему претензии. Ведь важно наладить хорошие отношения с педагогом и действовать с ним сообща.
Удачной тактикой будет посетить школу и познакомиться со всеми учителями, взаимодействующими с малышом. Если вам удастся создать дружескую обстановку, можно будет ненавязчиво обсудить с педагогами трудности, которые испытывает ребёнок при нахождении в школе, и мягко попросить их относиться к нему внимательнее.
Если у вашего чада не ладятся отношения с одноклассниками, то вам имеет смысл войти в родительский комитет. Так вы всегда будете осведомлены о происходящем в классе, и при этом сможете подружиться с другими родителями и учителями. То есть у вас будут «все козыри».
Чтобы малыш смог быстрее найти школьных друзей, можно организовать в своем доме детский праздник, на который будут приглашены все его одноклассники. При этом имеет смысл заранее созвониться с родителями приглашенных детей и попросить их о поддержке. Желательно, чтобы все они отпустили своих малышей на ваше торжество, а уже после празднования в непринужденной обстановке поговорили с детьми о том, как здорово было находиться в гостях у «новенького» ученика.
Организуем оптимальный распорядок дня для малыша
Немаловажно, чтобы родители ответственно относились к планированию детского распорядка. Режим сна и бодрствования школьника должен быть стабильным.
Многие мамы и папы усложняют жизнь своих детей тем, что загружают их посещением новых кружков и секций в период адаптации. Помимо учебы, ребёнок должен иметь достаточно свободного времени, которое он сможет тратить на свои увлечения. Вторую половину дня малышу лучше посвящать прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм и занятиям спортом.
Поощрение со стороны родителей — очень важный фактор
Поощряйте сына или дочь за любые, пусть и небольшие успехи в школе. Слова поддержки, сказанные самыми близкими людьми, позволят ребёнку чувствовать еще большую уверенность в себе и усилят его мотивацию к учебе. Никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми, даже если это сравнение будет в его пользу. Сопоставлять допустимо только старые и новые достижения ребёнка.