Это взрослым с высоты своего опыта кажется, что чтение – процесс простой. Выучи буквы, сложи их в слоги, затем в слово. Мы забываем, насколько это трудозатратно для мозга – освоить декодировку (а чтение – это именно декодирование значков). И кажется, что учить читать ребёнка надо как можно раньше – и за книжкой сам посидит, и на площадке можно похвастаться. А когда на самом деле пора учить детей чтению и как это правильно сделать?
С какого возраста дети учатся читать?
Навыки чтения у ребёнка развиваются в удобном для него темпе. Одни дети учатся раньше и легче, чем другие. Вот как обычно выглядит процесс освоения чтения в разном возрасте:
- К 2 годам дети часто начинают повторять слова из любимой книги. Они также начинают отвечать на вопросы о том, что они видят на странице.
- В годам к четырем дети обычно начинают узнавать примерно половину букв алфавита, если с ними порой заниматься. Они также начинают замечать рифмующиеся слова .
- Затем дети обычно начинают сопоставлять буквы со звуками. Они также начинают узнавать некоторые слова «в лицо», не произнося их наизусть.
В последний год перед школой большинство детей могут озвучивать и распознавать написанные слова, а также читать и понимать предложения. Большинство людей считают это умением читать. Хотя это только первый этап сложного процесса.
Маленький Миша из деревни Винницкой области оказался в группе известнейших малышей-рекордсменов по чтению. Мальчик в год и 3 месяца сам изучил алфавит, в год и 6 начал читать газеты, а в два года обучил читать неграмотную прабабушку 85 лет, которая приехала помогать смотреть за ребёнком!
А когда можно учить читать?
Начинать учить ребёнка читать можно хоть с грудничкового возраста. На визуальной памяти, например, построена методика Домана (о ней будет дальше). Только вот восприятие у малыша будет не того типа, которого хотелось бы добиться при декодировании текста в звуки.
- 1-2 года
Ребёнок лет до двух будет видеть буквы как какие-то картинки, которые почему-то так называются. Кроме того, с ними не выйдет поиграть, как с машинкой. В методиках Монтессори и Зайцева этот момент низкой мотивации изящно обошли: там буквы «игровые». Но в любом случае в этом возрасте основное, что хочет малыш – исследовать окружающий мир. И буквы к нему не относятся – на вкус их не попробуешь.
Можно ли изучать алфавит в 1-2 года? Это не вредно, а даже полезно – расширяет память, улучшает артикуляцию. Правда, к чтению это отношения пока не имеет.
- 3-4 года
К трем-четырем годам уже можно изучать буквы с более практической целью. Это поможет развивать первые навыки, необходимые для чтения, а некоторые малыши после разучивания алфавита вполне могут продвинуться дальше и самостоятельно взять в руки книжку.
- 5-6 лет
В этом возрасте знакомство с буквами точно пора не просто начинать, а делать это активно. Как правило, в детском саду дети уже изучают большинство букв, а то и слоговое чтение.
Так что оптимально начинать учить ребёнка буквам и слогам в 3-4 года. Однако все дети разные, кто-то зачитает еще до четырех, а кто-то дозреет к семи. Индивидуальное развитие – это нормально.
Мой сын начал «почитывать» в 2 года 10 месяцев – вдруг взял и прочитал фразу «У папы пони». Потом все как-то затихло, а в четыре мы поймали его за беглым чтением новой книжки. До этого его чтение в семье считалось отличной памятью на тексты, ну запомнил и повторяет, что услышал. А тут попался незнакомый комикс.
Я могла бы гордиться своими «педагогическими способностями», вот только сына никто не учил читать. Мы мучились со старшей дочерью – у нее были и развивающие занятия, и домашние задания, плакаты с буквами и кубики Зайцева с пеленок, но к школе осилили только слоги. А сын просто крутился рядом.
Признаки готовности к чтению
Просто возраста недостаточно. Не бывает так, что в полночь ребёнку исполнилось три года, и он уже способен воспринимать буквы и видеть связь со звуками. Чтение – процесс высших мозговых функций, и мозг должен в буквальном смысле до него дорасти.
Как понять, что можно начинать учить ребёнка читать?
- У него довольно хорошо развита речь: фразы полные, с прилагательными и наречиями, он умеет рассказывать о том, что видит.
- Нет проблем со звукопроизношением: это важно для появления связи звук-буква. Если есть дефекты, нужно не буквы учить, а сначала идти к логопеду. Он же подскажет, не нужна ли особая методика обучения.
- Ребёнок понимает, где верх, где низ, где правая сторона, где левая (может путать, но само понятие направления есть).
Однако даже если все три пункта выполнены, не надо усаживать малыша за букварь. Вообще сажать учиться точно не стоит – все должно быть в игровой форме и по 5-10 минут в день, а лучше вообще не выделять для учебы отдельного времени, а сочетать узнавания букв и прогулку, песни, игры.
Ученые из Бостонского колледжа рассказали, что математике надо начинать учить ребёнка в три года с самых простейших действий. Если сделать это позднее, арифметика в школе пойдет проще и эффективнее.
Сделать это очень просто: играйте в «магазин», считайте, сколько кусочков яблока на тарелку положили, сколько съели, сколько осталось. Это дает основы математики: восприятие количественных множеств и их изменений.
Как учить читать: методики раннего обучения чтению
- Классическая методика – звуковая, как в школе. Она основана на принципе алфавита, надо выучить буквы и звуки и складывать их в слова. Это отлично проработанная схема научения, которую также предпочитают логопеды: помимо букв ребёнок учится слушать звуки и выговаривать их.
Минусы: начинать заниматься по этой методике стоит с 5-6 лет, потребуется немало терпения, а ребёнок поначалу, скорее всего, не будет понимать прочитанное – все силы уйдут на декодировку текста.
- Разработка Марии Монтессори учит сначала не читать, а писать буковки. Обводить их пальцем и называть звуки. Хороша для развития мелкой моторики, дети при таком обучении не скучают и не сопротивляются, также помогает развитию логики и внутреннего чтения.
Минусы: если делать все правильно, дома это довольно непросто. Классическая система требует немало недешевых материалов, пособий, карточек. Но можно «подсмотреть» приемы у Монтессори и лепить буквы, выкладывать их из горошин, рисовать, раскрашивать.
- Кубики Зайцева – метод слогового чтения, когда буквы изучают сразу парами. Плюсов немало: это игра, так что весело и годовалому малышу, времени требует немного, а заодно развиваются мелкая моторика, слух, чувство ритма и восприятие звуков.
Минус, если не считать необходимости покупки или изготовления кубиков, один. Однако весьма серьезный: после этой методики дети хуже выполняют задания на звуковой разбор слова, состав, не проговаривают окончания. Придется переучивать.
- Карточки Домана – система, в которой ребёнок запоминает не слоги, а сразу слова. Малышу регулярно показывают карточки и называют слово. Отлично развивает зрительную память.
Минус: эксперты из Американской академии педиатрии опровергли в исследовании миф об эффективности карточек Домана: простое разглядывание слов раннему развитию не помогает. Кроме того, из-за этой системы часто возникают проблемы с правописанием и разбором состава слова.
Мнения экспертов и исследования о том, какое раннее развитие действительно нужно детям, мы приводим в этой статье.
Зачем учиться читать до школы, а там что делать?
Разумеется, когда ребёнок пойдет в школу, учитель ему покажет буквы, слоги, все азы чтения. И не принять семилетку в первый класс из-за незнания букв не могут, если речь не о школах с конкурсной основой. Больше полугода первоклашки будут учить букварь – так надо ли мучить ребёнка раньше?
Мучить не надо, а вот учить читать до школы стоит. Хотя бы потому, что большинство уже будет не только знать алфавит, но и читать, и ребёнку будет некомфортно в отстающих. Кроме того, в букварном периоде идет не только изучение букв, но и довольно сложный анализ звуко-буквенных сочетаний как часть навыка грамотности. Нагрузка может оказаться избыточной, и от напряжения ребёнок не захочет учить эти буквы совсем. Так что если дело идет непросто, хотя бы выучите буквы к началу школы.