Когда ребёнок поступает в школу, у него начинается новый жизненный путь. Школьные будни — это не только обучение, новые друзья и впечатления, но также и трудности, с которыми придется столкнуться всей семье. Для того чтобы дети успешно проходили школьное обучение, особенно, в самом его начале, психологи тестируют их на наличие готовности.
Все дети разные, и предсказать, будет ли ребёнок успешно учиться, довольно сложно, если опираться только на качественный анализ его поведения. Психологи используют в этом случае специальный набор методик, позволяющий отследить уровень развития познавательных функций — внимания, памяти, мышления, речи. Также, с помощью проективных тестов они могут оценивать уровень общей готовности к школьному обучению, мотивации и адаптивных ресурсов организма.
Дошкольники, оказавшиеся не готовыми к обучению, испытывают ряд трудностей, когда идут в первый класс. Среди них: повышенная тревожность и, как следствие, низкий уровень усвоения информации и успеваемости, слабый уровень общения со сверстниками, сложности с запоминанием нового материала, нарушение правил поведения, невозможность соблюдать инструкцию учителя. Как правило, таким детям сложно перестроится к учебному режиму и дома: они неохотно выполняют домашнее задание, не испытывают интереса к деятельности, капризничают и часто болеют. Рекомендации в этой статье будут полезны родителям, которые хотят иметь общее представление о готовности к школьному обучению. Более детально эту информацию можно получить у психолога, после прохождения ребёнком психодиагностического исследования.
Ребёнок может долго выполнять задание
Смена дошкольной деятельности на учебную происходит постепенно, однако, есть один момент, позволяющий определить сформированность учебных навыков у детей — это концентрация внимания на выполнении одного задания.
Дошкольники отличаются от школьников невозможностью удерживать внимание на одной деятельности долгое время. Они могут отвлекаться во время выполнения задания, бросать его, быстро терять интерес, чувствовать переутомление.
Один урок длится 40 минут. Ребёнок, готовый к школьному обучению, может выдерживать данный временной промежуток, занимаясь дома. При этом он не отвлекается на посторонние раздражители, не испытывает усталости и не теряет интерес.
Ребёнок имеет привычку соблюдать правила
Чем младше ребёнок, тем сложнее ему держать границы правил и требований, которые ему предъявляют воспитатели и родители. Активность и эмоциональность, которыми обладают дети младшего дошкольного возраста, является их основными проявлениями.
Одним из показателей того, что ребёнок вырос и готов идти в школу, является изменение в его поведении — он становится самостоятельным, умеет вовремя остановиться во время шалостей, когда понимает, что переступает границы дозволенного, осознает свою ответственность за сделанный поступок, принимает установленные правила и старается следовать им, владеет привычкой контролировать эмоции.
Как рисуют дети, готовые к школе
Детские рисунки — область изучения для психологов того, как живет ребёнок, какие у него имеются проблемы, на какой стадии находится уровень развития, какова его самооценка и отношения с окружающими.
Чем старше дети, тем более детальными и подробными могут быть их рисунки. Подробные — это значит, на рисунке присутствуют все части тела человека и даже самые мелкие — волосы, уши, брови, ресницы, одежда с пуговицами и воротником, ботинки со шнурками и так далее. Отсутствие деталей говорит том, что многие интеллектуальные и познавательные процессы детской психики находятся на стадии формирования. Когда ребёнок, которого готовят к поступлению в первый класс, затрудняется с рисованием людей, это может стать тревожным сигналом для специалиста. Однако далеко не всегда это говорит о нарушении развития.
Иногда дети рисуют палочных человечков или «головоногов», потому что не умеют рисовать. Было бы неправильным заявлять о низком уровне развития ребёнка, подвергнув анализу только его рисунок. Проективные методики должны проводиться в комплексе с речевыми тестами, заданиями на мелкую моторику, работоспособность, внимательность, визуальное, логическое и интуитивное мышление. Только профессиональный анализ продуктов деятельности детей может быть достоверным, когда речь идет о готовности к школе.
Общение со сверстниками
В школе общение является разносторонним. Дети, взаимодействуя друг с другом, получают разный социальный опыт, в том числе и отрицательный. Поэтому, если ребёнок трудно переживает неудачи, замыкается в себе, агрессивно ведет себя с другими детьми или подолгу не может оторваться от матери, можно предположить, что поступление в первый класс будет для него стрессом.
Умение строить общение, справляться с обидами, защитить себя, выбирать друзей, поддерживать с ними отношения и быть принятым в группе — главные признаки социальной готовности к школьному обучению.
Интеллектуальное развитие ребёнка
Ребёнок, который собирается в первый класс, должен обладать базовыми знаниями о себе и своей семье — знать, фамилию, имя, отчество — свои и членов семьи, уметь обобщать предметы и живых существ по заданному признаку, владеть навыками отличия, сравнения, выделения, понимать правила закономерностей. Если дети владеют этим в достаточной мере, то специалисты говорят о хорошем уровне их интеллектуального развития. Однако, для того чтобы ребёнок успешно и с радостью учился в первом классе, нужно также обладать готовностью эмоциональной.
Эмоциональная готовность к школе
Она заключается в наличии здоровой мотивации учиться и получать знания. Эмоциональный настрой — то, что определяет внутреннюю готовность. На ее сформированность оказывают влияние родители. Именно они первыми говорят детям о школе, рассказывают о том, что там будет интересно и хорошо, или наоборот — готовят к трудностям, чем провоцируют появление тревоги.
О том, что ребёнок готов к обучению психологически, говорят следующие факторы: сборы в школу вызывают у него радостное волнение, он с удовольствием посещает подготовительные уроки, легко расстается с родителями на время, проявляет активность и стремится заслужить похвалу за хорошо сделанную работу. Его настроение не омрачается мыслями о возможных сложностях и неудачах, он не испытывает патологического страха перед учителем, с первого раза понимает правила школьного распорядка и старается соблюдать их.