Дети отзываются как струны гитары на слова, обращенные к ним родителями. Благозвучные речи похвалы действуют как бальзам на душу, но как же быть с критикой?
Дело в том, что именно баланс между критикой и похвалой играет решающую роль в развитии ребёнка как личности, его потенциала, моральных качеств и здоровья , как психологического, так и физического. Некоторые родители немного путаются в понятиях. Бесконечно ругая своего малыша, они считают, что критикуют его, наставляя на правильный путь. Это в корне неверно. Как отличить родительскую грубость и несдержанность от правильной и уместной критики, как не попасться в капкан эмоций и воспитать ребёнка правильно? Помочь в этом могут простые правила.
Психологическое здоровье детей: похвала и критика
Психологическое здоровье детей — основа здорового развития. Как бы то ни было, критика всегда вызывает неприятные эмоции, даже если замечания были необходимы и выражены в правильной форме. Для того, чтобы «подсластить» эффект горького «послевкусия», нужно разбавлять критику похвалой, не заставляя малыша чувствовать себя обиженным.
Психологи советуют перестроить саму подачу критической информации. Для перехода к конкретным примерам, нужно научиться строить предложение с замечанием для детей двумя способами по схеме «замечание-похвала» или «похвала-замечание». Как видно, понятия эти неразделимые, следует только выбрать, что будет стоять первым, похвала или критика, одно должно переходить в другое. Например, если ребёнок вывалил кашу на пол, можно подбодрить его словами: «уронил? Возьми тряпку, хорошенько вытри. Вот какой ты молодец, сам справился», а не кричать на него «ну вот, свинья, ты как обычно все испачкал!» Таким образом, при помощи похвалы и критики можно не только не ранить ребёнка, но и помочь понять, где он был не прав, а также научить самостоятельно исправлять ошибки. В построении подобного предложения лучше не использовать частицу «но», это может поселить сомнение в мыслях ребёнка.
Развитие ребёнка — одна из главных задач родителей. Правильная критика отличается тем, что она рождает в ребёнке желание быть лучше. Например, если не ругать дочь за плохие отметки по физике, а сформулировать «хитрое» предложение, эффект будет именно таким. Например: «у тебя такие хорошие оценки по химии, я вижу, как упорно ты работаешь над этим предметом. Если бы ты с такой же силой занималась физикой, то достигла бы в ней не меньшего успеха». Дети на подобные фразы будут реагировать желанием развиваться и совершенствоваться.
Критика касается поступков, а не самого ребёнка
Критикуя детей, не стоит вешать ярлыков и оскорблять. Если ребёнок сделал что-то не так, ни в коем случае нельзя говорить фразы, типа: «неумеха, у тебя как обычно ничего не получилось, бездарь, лентяй и т. д.». Для сохранения психологического здоровья детей критиковать необходимо правильность совершенного конкретного поступка. Например: «ты слишком быстро бегал, поэтому упал» или «эта чашка разбилась потому, что ты баловался за столом». В этом случае дети понимают, что к таким последствиям ведут поступки, которых просто не нужно делать, а не сам ребёнок, якобы неправильный и недостойный.
Развитие ребёнка: берем эмоции в кулак
Во время всплеска негативных эмоций, которые были вызваны последствиями неверного действия ребёнка, например, разбитой кухонной чашки, родители могут наговорить лишнего. В такой момент может вырваться куча неприятных слов в его адрес, что повлияет негативно на развитие ребёнка. Лучше сдерживать подобные эмоции, проявляя терпение и выдержку. В конце концов, это может быть и вина родителей, что вовремя не объяснили невозможность привлечения в детские игры взрослой посуды или не забрали слишком большую чашку у малыша, заменив ее чем-то более удобным для его маленьких ручек.
Зачастую мама или папа не сдерживаются и выплескивают негатив в виде обид и оскорблений, из-за собственных жизненных неурядиц. Сказав в порыве гнева: «ты ничего не можешь» или «ты полный неудачник», даже тысячу раз извинившись, эти слова отложатся в голове ребёнка и повлияют на его самооценку. Пусть он для них самый любимый и самый родной, подобные слова ранят также болезненно.
Психологическое здоровье детей не терпит проявления агрессии. В подобной ситуации для «понижения градуса» агрессии можно воспользоваться некоторыми советами. Например, перед тем, как сказать что-то колкое, медленно, глубоко вдыхая, посчитать до 10. Потому что обычно в запале именно за первые несколько секунд из наших уст вылетают самые необдуманные слова. Также принятие решения по сложившейся ситуации зачастую можно отложить на завтра, злость поутихнет, будет время оценить ситуацию трезвым взглядом.
Дети и уместная критика: советы психолога
Очень важно различать моменты, когда критическое замечание уместно, а когда нет, необходимо чувствовать эту тонкую грань. Дети и родители видят ее по-разному. Стоит ли наказывать ребёнка, который вымыл все стекла в доме губкой для вытирания мела с доски для творчества. И пусть все стеклянные поверхности в белых ажурных разводах, малыш хотел помочь, и наказывать его за это будет неправильно. Максимум нужно сказать: «ты большой молодец!» и поблагодарить за помощь. Позже, когда нужно будет перемыть их самостоятельно, можно показать, как это следует делать правильно.
Во время решения уроков, при размышлении над очередной задачкой, если ребёнок не понимает, как ее решать, лучше не говорить фраз типа: «ты что, не понял? Это же так просто!», «Петя разобрался, а ты нет», «здесь и дураку понятно». Подобная фраза может поселить в малыше неуверенность в собственных силах. У него рождается мысль, если это просто, а он не понимает, значит его уровень ниже среднего в лучшем случае. Более результативной и уместной будет сказать: «это сложная задача, но стоит немного подумать, и ты обязательно ее решишь».