Как прекратить общение на неприятные темы с коллегами?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Вряд ли существуют люди, которые не знали человеческого общения. Даже отшельники, отрешившиеся от материального мира или люди с ограниченными возможностями обладают коммуникативными навыками — значит какой-то опыт взаимодействия в социуме у них был или есть. В стандартных ситуациях — дома, на работе, в компании друзей существуют определенные правила взаимодействия и понимания на какие темы можно разговаривать, а на какие — нет.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Правила общения людей друг с другом

Каждый человек уникален по своему темпераменту и личностным качествам. Есть те, кого называют «душа компании», которым необходимо постоянное общение с людьми. Есть и другие, которые не очень любят шумные общества, довольствуясь обществом семьи или одного-двух близких друзей.

С самого рождения и раннего детства человек растет и развивается в обществе. На протяжении всей жизни он учится общению с другими детьми, воспитателями, учителями, лицами противоположного пола, пожилыми, молодыми. Взаимодействуя с другими людьми, он постепенно вырабатывает свою манеру поведения. Например, ребёнок общается со сверстниками более раскованно, а со взрослыми — более вежливо и почтительно.

Именно общество учит человека, с кем и на какие темы можно разговаривать, а на какие нельзя. Например, хорошим тоном считается общение на тему погоды с широким кругом людей, а вот обсуждение личной жизни с начальником выглядит не очень уместным и вежливым. Английский термин «small talk»(светская беседа) появился не зря — это именно тот вид разговора, который не затрагивает слишком личные для каждого человека темы — политику, религию, личную жизнь.

Но если англичане и другие народы Европы привыкли трепетно относиться к личному пространству человека и оберегать его, то для россиян и жителей стран СНГ не считается дурным тоном задавать слишком личные вопросы и давать непрошеные советы коллегам или просто посторонним людям. К таким беседам относится, например, взаимоотношения в семье, планы на рождение детей или размер заработной платы.

Среди молодого и среднего поколения, проживающего в крупных городах, личное пространство человека имеет гораздо большее значение, чем для жителей провинции и сельской местности. Каждый человек имеет право давать дозированную информацию о себе и своей жизни и не отвечать на нетактичные вопросы и замечания.

Особенности делового общения на работе

Особенности делового общения на работе

Понятие «деловое общение» включает в себя коммуникативное взаимодействие в рамках решения задач, связанных с профессиональной деятельностью. Оно имеет следующие формы:

  • личная или телефонная деловая беседа;
  • деловые переговоры;
  • совещание;
  • пресс-конференция;
  • переписка.

Соблюдение этики делового общения значительно упрощает коммуникацию внутри коллектива, помогает поддерживать рабочую атмосферу в коллективе и улучшить производительность труда. Если сотрудники придерживаются общепринятых правил взаимодействия, то их моральное состояние значительно лучше.

Основная проблема общения в коллективе — несовпадение интересов и темпераментов людей. Не все люди одинаково любят коллег или начальство. Длительное совместное пребывание в одной комнате приводит к взаимному раздражению. Например, начальника может раздражать то, что подчиненные часто бегают на перекур или решают личные проблемы в рабочее время. Один сотрудник может злиться на привычки или бестактные вопросы другого.

Среди наиболее раздражающих действий коллег отмечают:

  • «мысли вслух», которыми один из сотрудников сопровождает каждое действие;
  • стремление высказать свое мнение по всем вопросам;
  • слишком резкие запахи;
  • неумение хранить тайны;
  • неряшливость;
  • бесцеремонность и пустые разговоры.

Если человек задумывается, почему его не любят в рабочем коллективе, то ему следует понять, не является ли он сам носителем одной из раздражающих привычек. Вероятно, ему самому следует понять, что работа — это не место, где жалуются на жизнь или обсуждают другие личные вопросы. Ведь деловое общение направлено именно на решение рабочих вопросов, а не личных. А обсудить личные вопросы лучше с другом, знакомым или родственником.

Как защитить личное пространство и выстроить границы?

Как защитить личное пространство и выстроить границы?

Мало кому нравится, если коллега берет без спросу личные вещи или задает неудобные вопросы. И то, и другое грубо нарушает личное пространство человека и вызывает справедливое раздражение. Например, незамужних девушек в возрасте от 20 до 30 довольно часто одолевают вопросами, есть ли у них партнер, собираются ли они замуж или заводить детей. Молодым мужчинам также не всегда нравится, когда их спрашивают о личной жизни или других обязательных составляющих общественного успеха — квартире, машине, наличии престижной техники.

Люди реагируют на бестактность по-разному — одни теряются, не находя ответа, при этом держат негативные эмоции внутри. Другие отвечают более жестко — грубят или хамят. И тот, и другой способ неэффективен, поскольку человек рискует нажить себе врага, особенно если он недавно работает в коллективе.

Лучшим помощником в борьбе с неудобными вопросами всегда было чувство юмора. Умение вовремя найти остроумный ответ доступно далеко не каждому, но оно способно положительно повлиять на репутацию сотрудника.

Наиболее часто встречающиеся вопросы:

  • Сколько зарабатываете вы/ваш муж или жена?
  • Когда вы выйдете замуж/женитесь?
  • Когда вы собираетесь заводить детей?
  • Есть ли у вас семейные проблемы?
  • Не хотите ли вы попробовать диету?
  • Сколько вы заплатили за ремонт/покупку автомобиля?
  • Удалось ли вам найти себе спутника жизни в отпуске?

Часто «участливые» коллеги добавляют к неудобным вопросам свое личное мнение, основанное на ложных установках и стереотипах. Обычно это касается вопросов о замужестве и поиске спутника жизни. Например, «после 26 уже никто не возьмет». Это одно из самых обидных утверждений и может сильно разозлить. Как вариант, можно ответить следующим образом: «Я так мечтала обсудить это с тобой, и я обязательно сообщу тебе, как только это произойдет» или «Поеду на Лазурный Берег летом и обязательно встречу свою судьбу».

Разумеется, здоровый цинизм и чувство юмора помогут избежать неприятных тем. Но если нужный ответ не всегда приходит в голову, то самым правильным будет честно сказать, что это слишком личное и обсуждать тот или иной вопрос с коллегами человек не готов.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 22.01.2018 16:26, обновлено 13.12.2019 13:09
Рейтинг статьи:
4,3

Читайте также

Психология человека: как адаптироваться в новом коллективе?
Психология человека такова, что ему требуется время на адаптацию к новым условиям. Как влиться трудовой коллектив и найти общий язык с коллегами?
Что больше всего раздражает в коллегах: 5 фактов

В рабочий коллектив каждый приходит со своими привычками и нормами поведения. Неудивительно, что конфликты на почве разных взглядов на внешний вид и поведение при общении разгораются в любом офисе. Посмотрим на себя со стороны и выделим основные факторы, которые вносят дисбаланс в рабочую атмосферу, отвлекая от выполнения прямых обязанностей.

Психология отношений в коллективе
Когда Вы каждый день бок о бок проводите много времени в коллективе, то вынуждены наладить хорошие отношения с окружающими людьми.
Стиль общения коллег на новогоднем корпоративе
Как вести себя на корпоративе? О чем стоит помнить и какие действия могут сыграть на пользу в дальнейшей карьере?