Когда ребёнок поступает в первый класс, у него еще нет устойчивого мнения о том, что такое школа. Знания, которыми он обладает о ней, складываются из рассказов родителей, детей, других взрослых. Мир маленького ребёнка — дошкольного или младшего школьного возраста — наполнен яркими красками. Он живет эмоциями и часто делает выводы через чувства. Это важно учитывать взрослым, когда они готовят детей к школе.
Учебная пора — длинный и серьезный процесс. На его протяжении родители стараются создать в семье такие условия, чтобы дети ходили в школу с удовольствием. Можно ли сделать так, чтобы ребёнок любил ходить в школу? Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Причиной этому служит то, что в каждой семье есть свое сформировавшееся отношение к учебному процессу, педагогам, школьным программам и урокам. Также, стоит брать во внимание то, что во время обучения дети могут сталкиваться с разными трудностями — это конфликты с педагогами и одноклассниками, сложность в усвоении материала, соперничество и другие.
Семейные проблемы тоже оказывают влияние на отношение ребёнка к обучению. Несмотря на все перечисленное, существуют определенные условия, соблюдая которые можно создать такую атмосферу для подготовки ребёнка к учебе и его пребыванию в школе, благодаря которой он будет испытывать меньше негативных переживаний и больше положительных эмоций. Ответы на вопрос, что могут сделать родители, чтобы ребёнок полюбил учиться, находятся в этой статье.
Правильные установки для детей
Все сказанные взрослыми слова воспринимаются детской психикой особенным образом. Ребёнок рисует в голове яркие картины и образы, мысленно проживает ситуации, о которых слышит, испытывает определенные эмоции. То, что рассказывают детям о школе родители, может служить психологической установкой и сформировать у малыша определенный настрой.
Вследствие этого становится понятным то, почему некоторые дети не испытывают желания идти в школу уже тогда, когда еще даже не поступили в первый класс. Так бывает, если взрослые готовят ребёнка к обучению, подробно описывая все проблемы, которые его ждут и говорят о том, как ему будет сложно учиться. Они могут употреблять такие фразы как «вот начнется школа и закончится счастливая жизнь» или «радуйся, бегай и прыгай, пока школа не началась». Гораздо хуже, если взрослые пугают детей учителем. Фраза «у меня была такая учительница, что я до сих пор с ужасом о ней вспоминаю» может быть опасной. Дети, как уже было сказано, обладают образным эмоциональным мышлением. Они, любят фантазировать и безоговорочно верят всему, что говорят о жизни родители. Слушая подобные рассказы, они могут придумать себе образ педагога, которого заранее будут бояться. Так их фантазии могут мешать воспринимать учебный материал, доверять педагогу и раскрывать свои способности.
Для того чтобы ребёнок любил ходить в школу, нужно давать ему только положительные установки. Не пугайте детей педагогами и уроками, делайте акцент только на положительных моментах. «В школе будет очень интересно. Ты узнаешь много нового». Поддерживайте обучение мотивацией: «Если ты хочешь стать великим путешественником, тебе необходимо ходить в школу и хорошо учиться — там тебя научат всему, что необходимо знать путешественникам», «В школе у тебя будет еще больше друзей». Поддерживайте интерес ребёнка, отталкиваясь от его предпочтений: «Ты любишь животных. В школе ты сможешь узнать о них все, что нужно». «Учителя поделятся с тобой новыми знаниями, и мы сможем говорить с тобой на разные интересные темы» и так далее.
Положительные установки не отменяют всей серьезности образовательного процесса. Поэтому хорошо, если вместе с ними дети будут слышать и понимать, что в школе важно соблюдать режим, строго и качественно выполнять домашнее задание, быть самостоятельным и ответственным.
Ребёнок, хорошее настроение и уроки
Возможность видеть в семье довольного и успешного первоклассника приносит радость и спокойствие всем ее членам. Положительный настрой ребёнка, его желание учиться невозможно без качественного выполнения уроков. Домашнее задание — одна из важных частей обучения. Если у детей есть проблемы с его подготовкой, то говорить о наличии любви к школе довольно сложно.
Родители должны создавать условия для домашней работы как можно раньше — с первого класса. Если ребёнок не понимает материал, а взрослые при этом нервничают, кричат, пугают его или наказывают, то в душе ученика будет рождаться ненависть к учебе.
Старайтесь следить за тем, чтобы ребёнок садился за уроки с желанием и в хорошем настроении. Если он расстроен, зол, голоден или очень занят каким-нибудь интересным делом, то не стоит заставлять его резко менять деятельность — это не будет способствовать успешному обучению.
Позвольте ему отдохнуть, сформируйте правильную мотивацию, подтолкните к обучению, напомните, как это важно, если нужно — сядьте рядом и поддержите. Так выполнение уроков не будет сопровождаться отрицательными эмоциями, родители сохранят спокойствие, а дети успешно справятся с домашним заданием.
Привычка не драматизировать
Во время обучения ученики могут сталкиваться с трудностями — конфликты и обиды, двойки и выговоры, прогулы, драки и другое. Если родители подключаются к этим негативным процессам, дают понять ребёнку, что он виноват во всем или в его жизни случилась катастрофа, то это не поможет любить школу и относиться к ней легко и спокойно.
Откажитесь от привычки драматизировать, даже если у детей проблемы в классе. Не демонстрируйте бурное проявление эмоций. Если есть проблема, значит, должно быть и решение. Поговорите с ребёнком, при необходимости обратитесь к классному руководителю или психологу. Главное, чтобы он знал, что любая проблема решаема, а у него всегда есть мощная поддержка — родители. Старайтесь относиться к трудностям с юмором — так всем членам семьи будет легче переживать иногда суровые школьные будни.
Пример родителей — лучшая опора
Если взрослые отзываются о школе исключительно в положительном ключе, относятся к обучающему процессу как к увлекательному путешествию, то школьник будет перенимать такое отношение и шансы на то, что он полюбит школу и уроки, значительно увеличатся.
Рекомендации родителям
Нельзя забывать о том, что обучение — это только часть жизни ребёнка, в которой есть много других интересных и полезных занятий или мероприятий. Тем более не стоит делать из школы тюрьму — когда дети лишаются всего, если получили низкую оценку и их радость, удовольствие и общение зависит исключительно от успеваемости и поведения. Такой подход не будет способствовать формированию положительного отношения к учебе.
Будьте спокойны и оптимистичны, возможно, опираясь на такой пример, детям будет легче учиться и повзрослев, они будут вспоминать школу с любовью.