К сожалению, не каждый может вспомнить действительно интересные и увлекательные школьные уроки. У многих взрослых даже спустя много лет после окончания школы возникают неприятные воспоминания о контрольных работах по нелюбимым предметам. Большинство учителей предпочитают следовать школьной программе и соблюдать правила. Но с современными школьниками многие привычные схемы не работают, поэтому дети не проявляют интереса к учебе. И только учитель, искренне любящий свой предмет и учеников, способен проявить необычных подход к традиционным занятиям.
Какие уроки и каких учителей любят школьники?
Многие педагоги уверены в том, что школьные уроки — это не развлечение. При этом сами они не всегда по-настоящему увлечены своим делом. Обучение и воспитание будущих поколений — это благородный процесс. Действительно увлеченный педагог считает это своим призванием, и поэтому бывшие ученики сохраняют самые теплые воспоминания о его уроках.
Работа в школе не относится к числу самых легких и благодарных. Кроме самих уроков преподавателю приходится заниматься рутинной работой — заполнением всевозможной отчетности, участием в совещаниях и сбором портфолио учеников. Дома многих ждет проверка тетрадей с сочинениями или контрольными работами, дополнительный заработок в виде репетиторства или общение с семьей. Лишь немногие способны заниматься настоящим педагогическим творчеством в таких условиях.
Во все времена учитель, которому удавалось быть «на одной волне» со школьниками, пользовался их доверием и уважением. Когда педагог действительно увлечен своим делом и умеет найти подход к детям и заинтересовать их, то на его занятия всегда ходят с удовольствием. Как правило, самые увлеченные и заинтересованные педагоги — это добрые и открытые люди с чувством юмора.
Как учителя делают уроки интересными?
Увлекательность уроков — не простая задача для педагога. Современные школьники окружены огромным количеством информации с самого детства, но не всегда умеют с ней работать. К тому же большую часть времени они проводят в социальных сетях. Достаточно большой процент школьников уже имеет интернет-зависимость.
Обилие визуальных материалов приводит к тому, что современные дети не в состоянии воспринимать сложные тексты и долго концентрироваться на выполнении задания. Да и современные учебники составляются таким образом, что мысль тяжело уловить даже взрослому. В результате у школьника возникают сомнения в важности школьного образования.
Бездумное заучивание параграфов никогда не было привлекательным. Увлеченный педагог всегда может предложить альтернативу традиционному подходу к обучению. Требование неукоснительного выполнения правил практически не работает в отношении современных школьников. Поэтому вся школьная программа нуждается в серьезном пересмотре.
Атмосферу в классе создает настроение педагога по отношению к ученикам. Школьники сразу понимают, насколько дружелюбно и позитивно настроен преподаватель. Если он действительно уважает учеников, то они ему доверяют.
Разумеется, преподавателю не обязательно носить пирсинг или читать модный рэп на уроке. Но его осведомленность о привычках и предпочтениях современных школьников будет еще одним его достижением. Например, он может начинать каждое занятия со своеобразной «разминки» — поговорить на отвлеченную тему не более 5-7 минут. Также в течение урока он может рассказать свой любимый анекдот или забавный случай из практики. Все это способствует установлению позитивного эмоционального контакта с аудиторией.
Для интересного урока важно и душевное состояние самого педагога. Ни для кого не секрет, что преподаватели подвержены эмоциональному выгоранию так же, как психологи, воспитатели и представители других профессий, работающие с большим количеством людей. Поэтому школьный преподаватель должен владеть позитивными методами борьбы с негативными эмоциями и профессиональным выгоранием.
Преподаватель может разделить освоение новой темы на несколько этапов и подкрепить каждое действие примером из жизни школьников — проводить ассоциации с компьютерными играми или популярными сериалами. Для лучшего усвоения материала желательно использовать презентации или обучающие видеоролики.
Во все времена определенная доля артистизма, чувство юмора и интерес к жизни школьников были самыми привлекательными качествами школьных занятий. Но если педагог слишком старается, это может выглядеть фальшиво и неискренне. Мотивации к занятиям это не прибавит.
Связь повышения интереса к учебе и мотивации у детей
Если преподавателю удалось «зажечь» аудиторию, то ученики будут посещать его занятия с удовольствием. Разнообразие форматов урока, использование современных материалов или знакомство с историей и культурой конкретного исторического периода вызовут у школьников гораздо больше интереса, чем чтение большого и сложного романа или параграфа.
Даже изучение такого масштабного литературного произведения, как «Война и мир» Л.Н.Толстого можно сделать интересным и увлекательным при помощи интерактивных карт военных сражений или просмотра показа мод «Весна/Лето-1812». На уроке истории вместо заучивания параграфа из учебника можно сочинить сказку о древнем человеке. А запомнить новые слова в английском языке поможет решение кроссворда или игра «Поле чудес».
Способов заинтересовать современных школьников не так уж мало. Все зависит от фантазии педагога и его артистизма. Если воображения не хватает, то в интернете всегда можно найти примеры интересных и нестандартных заданий.
Подготовка интересного урока — не самая простая задача. Чтобы пробудить интерес к предмету, педагог должен ориентироваться и на возраст учеников. Например, в пятом классе может быть больше игрового элемента, а в десятом — круглые столы или «ток-шоу» по определенным вопросам. Но самое главное для интересного урока — это личностные качества самого педагога, дружелюбная атмосфера и искренняя любовь к ученикам и предмету.