Дети, как и взрослые — живые люди со своими потребностями, достоинствами и недостатками. Сегодня все больше родителей старается отходить от традиционных моделей воспитания, принятых у предыдущих поколений. На первый план выходит интерес к личности ребёнка, его чувствам и желаниям. Но насилие в семьях по-прежнему остается серьезной проблемой, калечащей психику детей. Оно может принимать самые разные формы — не только наказание с применением силы, но и игнорирование потребностей ребёнка и обесценивание его чувств и переживаний.
Почему родители применяют насилие к детям?
Наличие прав у детей стало признаваться на высшем уровне не так давно. Можно привести множество примеров из русской и зарубежной литературы прошлых веков, где ребёнка били родители или школьные педагоги, и это считалось нормой. Многие российские семьи продолжают придерживаться авторитарного стиля воспитания ребёнка.
Представители старшего поколения, особенно из тех, кто не привык проявлять интерес к внутреннему миру человека, считают, что сегодня насилия к детям даже слишком мало. «Нас пороли, и хуже не было», — часто повторяют они, потому что не видели вокруг себя обратных примеров. Одна из самых распространенных причин насилия в семьях — модель воспитания, усвоенная от отца и матери, а ими — от бабушек и дедушек.
Многие считают крик и физическое наказание признаком силы и думают, что дети должны быть благодарны, потому что побои помогают «стать человеком». Но физическое наказание или крик — это результат родительского бессилия, а не наоборот. Часто родители сами не осознают губительного характера насилия, поскольку неосознанно копируют деструктивную модель из собственного детства.
Некоторые взрослые искренне считают, что ребёнок «доводит» их или не знают других методов воздействия на него. Более того, они могут думать, что ребёнок — их собственность, с которой они могут поступать так, как им хочется. В таких семьях считается, что проще накричать или ударить, чем вникнуть в потребности отдельной личности.
Виды насилия со стороны родителей и их последствия
Насилие выражается не только в побоях. Оно проявляется и в других формах наказания за провинности или в целях «профилактики». Наиболее распространенными формами насилия являются следующие:
- наказание при помощи сна. Здесь насилие выражается в том, что ребёнка отправляют спать в качестве наказания за плохое поведение, не считаясь с его потребностями. Если при этом он совсем не хочет спать, то подобные наказания становятся причинами нарушений сна, повышенной возбудимости и раздражительности;
- «подумать над своим поведением», стоя в углу. Ситуация, увы, знакомая многим из поколения сегодняшних взрослых. Ребёнок боится темноты, поэтому наказание «углом» или темной комнатой может стать причиной развития многочисленных фобий, в том числе, клаустрофобии и страха темноты как такового;
- угрозы оставления. Наверняка, многим в детстве приходилось слышать угрозы «сдать дяде милиционеру» или врачу за плохое поведение. При этом в реальности взрослые так не поступают. Угрозы остаются угрозами, но могут вылиться в реальные страхи перед представителями государственных структур, врачами или общением с людьми;
- отказ в личной собственности и личном пространстве. Когда взрослые указывают ребёнку, что какие-то вещи — книги, игрушки, мебель, куплены не им, они тем самым сообщают ему мысль, что пока он находится под их властью, у него нет права голоса в семье, а главный — тот, кто зарабатывает деньги. Во взрослом возрасте он сможет чувствовать себя комфортно только в своей собственной квартире, или начать указывать членам семьи, что главным является он;
- игнорирование мнения ребёнка. Если мать или отец заявляют, что им все равно, что он думает, то ребёнок постепенно привыкнет к ощущению собственной незначительности даже для самых близких людей. В подростковом возрасте это может привести к бунту против взрослых и существенному ухудшению отношений в семье;
- бойкот. В некоторых случаях мать или отец в качестве наказания за невыполненное поручение или плохую отметку в школе просто перестают разговаривать с ребёнком. Подобный метод наказания даже страшнее, чем крик. Когда самые близкие люди закрываются от него, отказываясь идти на контакт, это не менее болезненно отражается на его психике. При частых бойкотах ребёнок постепенно утратит доверие к матери или отцу и также откажется идти на контакт с ними.
Разумеется, физическое насилие болезненно отражается на детской психике. Но еще болезненнее, казалось бы, безобидные фразы или ненасильственное поведение, выражающееся в игнорировании мнения или потребностей ребёнка или подростка.
Воспитание ребёнка без насилия
Лучшая альтернатива вербальному и эмоциональному насилию — воспитание ребёнка в более демократичном стиле, умение слушать и понимать его. Физическое наказание не способно улучшить поведение ребёнка, поскольку оно заставляет его чувствовать себя униженным. Частые побои со временем становятся нормой, и уже выросший ребёнок переносит насилие в собственную семью.
Не способствуют улучшению поведения и другие методы наказания. Они приводят к ухудшению отношений с матерью или отцом в подростковом возрасте, развитию комплексов, фобий или депрессии. Воспитание ребёнка без насилия возможно при соблюдении следующих рекомендаций:
- установление четких правил и границ с обозначением допустимого и недопустимого;
- способность прислушиваться к ребёнку и понять его точку зрения;
- признать право ребёнка на собственное мнение по поводу устанавливаемых границ;
- давать ребёнку точные указания по поводу того, что можно делать, а что нельзя;
- хвалить ребёнка за хорошее поведение и подчеркивать позитивные стороны его личности;
- в случае действительно неправильных поступках помочь ребёнку осознать, что он делает не так и объяснить, почему так делать не нужно;
- сотрудничать с ребёнком, вовлекать его в процесс принятия решений;
- демонстрировать позитивный личный пример.
Корни насилия в семье лежат в нежелании признавать ребёнка личностью и считаться с его интересами. В семьях с демократичным стилем воспитания имеет значение всех членов, даже самых маленьких. Ведь каждый ребёнок — это, прежде всего, отдельный человек. И от семейных и общественных установок во многом зависит его взаимодействие с обществом во взрослом возрасте.