Престижнее всего быть здоровым, это факт. Могут ли одни болезни быть «важнее» и внушительнее других? Кого из врачей больше всего уважают коллеги и пациенты? В День медицинского работника, который сегодня отмечают россияне, MedAboutMe постарается найти ответы.
Аристократы среди болезней
Нет хороших болезней. Здоровье лучше всего.
Тем не менее, некоторые болезни вызывают большее почтение по сравнению с другими. Так было всегда — вспомнить хотя бы «аристократическую» мигрень, «царскую болезнь» — подагру, или ожирение, которое до сих пор считается у некоторых народов признаком принадлежности к высшему свету.
Не нужно далеко ходить, вот самый понятный пример отношения к болезням: инфаркт миокарда и холера, оба смертельно опасны. Но в первом случае смерть считается легкой, почти «благородной». А во втором случае одно название болезни заставляет морщиться — умереть от профузного поноса как-то совсем «не комильфо».
Вот и получается, что есть все-таки болезни, более «внушительные», вызывающие странное почтение. И врачи, специализирующиеся на лечении таких болезней, тоже вызывают большее уважение у пациентов, знакомых и коллег.
Иногда престижность врачебной специализации означает и большую доходность, но прямой и однозначной связи все-таки не существует.
Врачи: кого больше всех уважают коллеги
Норвежские ученые проводили опросы в среде медицинских работников, начиная с 1990 года. Оказалось, что наибольшее уважение вызывают врачи, которые лечат лейкемию, рак мозга и инфаркт миокарда. Анализ ответов респондентов выявил интересные закономерности:
- «престижная», «уважаемая» болезнь несет непосредственную угрозу жизни больного;
- заболевание протекает в острой форме, с ясными диагностическими признаками;
- болезнь поражает органы, расположенные в верхней части тела;
- для лечения применяются сложные технологии;
- пациент молод.
То есть образец самого уважаемого коллегами врача мог бы выглядеть так: онколог/нейрохирург спасает жизнь ребёнку с агрессивной опухолью мозга, после чего маленький пациент полностью выздоравливает и живет долго и счастливо.
Но интересно, что вполне летальный цирроз печени относится к группе наименее «уважаемых» болезней, в которую попали депрессия и мучительная, но неизлечимая фибромиалгия. Даже геморрой внушает больше почтения, хотя и локализуется в наименее «уважаемом» месте организма.
Но все это относится к норвежским врачам. В других странах ситуация отличается.
Например, в США престижность медицинской специальности определяется уровнем доходов врача. На вершине иерархии в Америке находятся нейро- и кардиохирурги, а также анестезиологи. Чуть ниже по уровню доходов и, соответственно, престижности располагаются стоматологи и пластические хирурги. Их догоняют оптометристы — специалисты по подбору очков и контактных линз. А вот работать семейным врачом в США стало невыгодно и не престижно — и уже не первый год в стране ощущается дефицит специалистов этой категории.
В России врачей всегда уважали. Опросы показывают, что врачи и учителя по-прежнему пользуются глубоким уважением россиян. Жаль только, что к их зарплатам уважение сограждан не добавляет 1-2 нолика. Наиболее доходными в России считаются профессии стоматолога, уролога, хирурга и гастроэнтеролога. А дефицит хороших врачей ощущается во всех специальностях, на всей территории страны. Особенно не хватает простых терапевтов и педиатров.
От депрессии к инфаркту
Когда одна специальность становится заметно престижнее и доходнее других, возникает перекос: все студенты хотят специализироваться в наиболее престижном направлении медицины. В результате может оказаться, что в стране полно кардиохирургов и специалистов по лечению лейкемии, но некому заниматься депрессией, выписывать лекарство от грибка на ногтях и лечить хронический колит.
Впрочем, престижность профессии не всегда гарантирует ее привлекательность для выпускников медицинских ВУЗов. В России, например, пользуется всеобщим уважением и приносит неплохой доход специальность анестезиолога-реаниматолога. Но молодежь не очень стремится в анестезиологи — очень высока ответственность и нервная нагрузка. Быть урологом или дантистом не так престижно, зато спокойно, и куда меньше шансов потерять пациента.
Отношение пациентов к врачам
Для больного его недуг — всегда самый важный. Но если появление боли в сердце побуждает людей в срочном порядке обратиться к врачу, то «неуважаемые» болезни могут вызывать ложный стыд и развитие комплексов.
«Ну какая такая болезнь — депрессия? Кто ее будет лечить? Я просто слабак и нытик, мне следует самому собраться и начать жить полноценной, активной и радостной жизнью. Только сил не хватает…» Человек остается один на один со своим «непрестижным» заболеванием, за которым могут последовать и более «уважаемые» болезни, включая инфаркт миокарда. Вполне респектабельный и смертельно опасный.
«Геморрой у меня, кажется… Стыдно-то как идти к врачу, что я ему скажу? А как показать больное место? Нет уж, само как-нибудь пройдет, свечи куплю, травок попью». А «стыдные симптомы» могут оказаться проявлением не геморроя, а рака кишечника, от которого ежегодно умирают тысячи людей. Потому что они не обратились вовремя к врачу — возможно, просто постеснялись.
Не только «уважаемые» болезни требуют серьезного отношения. Уважать необходимо собственный организм, в котором нет более или менее «престижных» органов. Есть только жизненно важные. Но заботиться о хорошем состоянии только таких органов — не лучший выбор. Поэтому стоит своевременно обращаться к врачам даже не слишком престижных специальностей, если возникла необходимость. Иначе впоследствии может потребоваться помощь очень уважаемых специалистов — кардиохирурга, нейрохирурга или онколога.
Чего мы вам ни в коем случае не желаем.
Будьте здоровы!
Я — потомственный врач. Бабушка и дед, родители и брат — врачи. Думаю, медицина у меня в крови, поэтому особенного вопроса при выборе профессии не стояло. Хотел быть врачом общей практики — люблю универсальность. Но волей случая стал кардиологом.
Кардиология и кардиохирургия входят в десятку самых престижных медицинских специальностей в России, вместе со стоматологией, пластической хирургией и косметологией, потому что в частной клинике с этими специальностями можно хорошо зарабатывать. Но невостребованных специальностей нет вообще — российская медицина испытывает кадровый голод по всем направлениям.