По данным Centers for Disease Control and Prevention, у одного из 54 детей сегодня диагностируется расстройство аутистического спектра (РАС). Что на самом деле значит этот диагноз? И всегда ли речь идет о тяжелой патологии и невозможности социализироваться? MedAboutMe разбирался, что подразумевается под РАС и какими бывают люди с аутизмом.
Трудности диагностики РАС
Согласно статистике, количество людей с РАС увеличивается с каждым годом. При этом врачи склоняются к мнению, что такая тенденция – результат более качественной диагностики. Ранее многие формы РАС просто не выявлялись, теперь же к вопросу относятся более внимательно.
При этом к диагностике аутизма все еще есть ряд вопросов. Основная проблема – постановка диагноза на основании опроса и отсутствие достоверных обследований и анализов. А поскольку РАС является достаточно широким спектром различных особенностей, его симптомы могут сильно отличаться у разных людей. Например, несмотря на то что аутизм не является приобретенным и проявляется уже в 2-3 года, по данным American Psychiatric Association, функциональные нарушения могут быть незаметными до тех пор, пока ребёнок не пойдет в школу.
Сейчас известно, что аутизм, с большой вероятностью, связан с генами, однако ученые не нашли конкретных генетических нарушений, выявление которых могло бы точно подтвердить диагноз. Исследователи из Northwestern University смогли выявить аутизм, вызванный дислипидемией, с помощью анализа липидограммы у младенцев еще до проявления симптомов. Но речь идет лишь о малой части людей с РАС – такой тип аутизма выявляется только у 6,55%.
Общие особенности людей с РАС
Согласно Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5), общими признаками людей с РАС являются всего два критерия:
- Трудности при любом взаимодействии с людьми, непонимание социальных норм.
- Повторяющееся и ограниченное поведение, касающееся жизни в целом и деятельности в частности.
Родителям стоит знать, какими бывают ранние признаки аутизма, однако надо учитывать, что РАС может быть очень разным.
Например, трудности социализации могут выглядеть как серьезные проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, а могут выражаться лишь в отстраненности и непонимании некоторых невербальных жестов. Ученые из University of California в Сан Диего установили, что для детей ясельного возраста с РАС общим является игнорирование социальных стимулов. Проявляется оно в том, что дети сосредотачивают свое внимание не на окружающих людях, а на геометрических изображениях.
Характерным признаком РАС являются различные нарушения речи, как последствие плохой социализации. При тяжелой форме речь может отсутствовать вообще, а при других – просто быть скудной, «роботизированной», безэмоциональной.
Такие же существенные различия могут быть и в ограниченном поведении. У одних будет ярко выражена зацикленность на одном действии, теме и даже питании, другие же будут просто с трудом переносить изменения в графике и новые ситуации.
Современная классификация аутизма
Ранее РАС считалось одним из типов аутизма, кроме него существовало еще три сходных диагноза: синдром Аспергера (самая легкая форма), первазивное расстройство развития без уточнений и детское дезинтегративное расстройство.
В новом издании DSM-5 2013 года РАС применяется как общее понятие, объединяющее все эти формы. По сути, современная диагностика сводится к возможностям реабилитации человека с разными степенями РАС. Выделяются три уровня:
- Первый уровень (требует поддержки). К этому уровню, в частности, относятся люди с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом. У них возникают трудности в понимании социума и взаимодействия с окружающими. При этом они способны наладить жизнь, а за счет высокой концентрации внимания могут добиваться больших успехов в выбранной деятельности. Люди с 1-м уровнем РАС наиболее сложно диагностируются, часто аутизм у них выявляется уже во взрослом возрасте.
- Второй уровень (требующий существенной поддержки). Признаки РАС выявлены более ярко, негибкое поведение часто приводит к эмоциональным срывам. Навыки вербальной и невербальной коммуникации заметно снижены. Если при 1-м уровне РАС человек не понимает социальное взаимодействие, но способен обучиться определенным правилам, например, пожимать руку на прощание, то для людей со 2-м уровнем такие навыки будут вызывать трудности. Люди с РАС 2-го уровня нуждаются в помощи при организации повседневных дел.
- Третий уровень (требующий очень существенной поддержки). Наиболее тяжелые симптомы, в частности, может полностью отсутствовать речь. Такие люди дают минимальную реакцию на социальное взаимодействие, даже с близкими. Стереотипное поведение выражено так сильно, что будет забирать все время, и без постоянной поддержки человек в принципе не может обходиться.
Сильные стороны людей с аутизмом
РАС может быть диагностировано у детей и взрослых, не страдающих умственной отсталостью. А ограниченность в интересах и повышенная концентрация внимания на одной сфере на практике может проявляться как положительное качество. Например, такие люди обладают уникальной памятью, могут держать в голове большое количество цифр, последовательностей и даже визуальных образов. В выполнении точных задач они показывают лучшие результаты, чем нейротипичные люди. При РАС проявляется более высокий уровень мотивации и непредвзятость.
Непонимание норм социального взаимодействия тоже может быть плюсом. Например, такие люди могут предлагать новые подходы к решению проблем, поскольку не опираются на принятые авторитеты и оценивают ситуацию вне зависимости от устоявшегося мнения.
Люди с РАС нередко проявляют талант в искусстве. Из них часто получаются хорошие музыканты и яркие художники.
Меняются ли симптомы аутизма со временем?
Исследования показывают, что симптоматика РАС может меняться с возрастом. При сопутствующих заболеваниях признаки аутизма могут ухудшаться. Но чаще наблюдается обратная картина – симптомы становятся менее выраженными.
Ученые из University of California в Дейвисе, исследовавшие на протяжении 14 лет 125 детей с РАС, обнаружили, что у 30% испытуемых в 6 лет симптомы аутизма были меньше, чем в 3 года. Все дети проходили реабилитацию и те, кто проявлял лучшие адаптивные навыки в разных областях, избавлялись от тяжелых проявлений РАС.
Исследование также выявило, что девочки показывают лучшие результаты в развитии. Одним из возможных объяснений такого различия между полами является способность девочек маскировать симптомы в социальных ситуациях. Действительно, у женщин с диагнозом РАС социальное компенсаторное поведение развито сильнее. Этим же отчасти можно объяснить и то, что аутизм чаще диагностируется у мальчиков – на 1 девочку с РАС приходится 4 мальчика с таким диагнозом.
Читайте также статью «30 вопросов об аутизме: ответы врачей и людей с РАС» для получения дополнительной информации.