Новорожденные дети вызывают умиление и обожание. Они милые, трогательные и беспомощные. Кажется, что их следует лишь бережно охранять от всего окружающего мира. А между тем, спустя уже несколько месяцев после рождения малыша надо учить первым навыкам самостоятельности. И начинать следует с самого простого — научить держать ложку и использовать ее для еды.
Современные родители при этом делятся примерно на две равные группы. Одни спешат побыстрее всунуть в маленькую ручку столовый прибор и порадоваться тому, как быстро развивается ребёнок и какой он самостоятельный. Другие, напротив, уверены, что торопиться некуда, и малыш должен «дозреть» до того, чтобы демонстрировать подобную самостоятельность.
Истина, как обычно, лежит где-то посередине. Очевидно только, что навыкам самообслуживания грудничка рано или поздно придется обучать. И для питания ребёнка самостоятельное использование ложечки — важный шаг вперед. А вот детали этого процесса всегда очень индивидуальны. Педиатры и детские психологи могут дать только самые общие рекомендации.
С какого возраста питание ребёнка должно идти с использованием ложки
Задуматься об освоении навыков владения ложкой родителям следует с того момента, как начинается первый прикорм. Обычно это кашка или фруктово-овощное пюре. Это означает, что будут использоваться как раз ложечки. Малыши обычно проявляют интерес к новому предмету, тянутся к нему. Происходит это, как правило, в возрасте до полугода.
Но такой интерес скорее теоретический — просто как к новому блестящему предмету, который появился в поле зрения и постоянно используется мамой. В этом возрасте ребёнок на самом деле не сможет даже правильно удержать ложку. У детей в 5-6 месяцев с физиологической точки зрения координация движений еще крайне слаба. Если мама поторопится и будет принуждать малыша пользоваться ложкой с первого прикорма, итогом будет лишь упавшая еда и испачканная одежда.
Родителям потребуется терпение, чтобы дождаться того оптимального возраста, когда их малыш уже действительно будет готов к обучению первым навыкам самостоятельной жизни. В каждом случае это происходит очень индивидуально. Но специалисты сходятся на том, что подходящим является обычно 8-месячный рубеж.
С этого возраста питание ребёнка обычно меняется. Координация его движений выходит на новый уровень. Он уверенно сидит в стульчике за столом, может самостоятельно держать в руке кусочек хлеба, печенье, ломтик фрукта. Более того, он осознает, как надо действовать, чтобы эти вкусные кусочки попали в рот. Маме и папе надо быть внимательными и не упустить указанный момент. Он означает, что ребёнок готов к обучению навыкам самостоятельности.
Если упустить этот момент, то в дальнейшем могут возникнуть сложности с обучением. Чем старше дети, тем сложнее их увлечь просто ложечкой. Они могут утратить интерес к столовым приборам, поскольку начнут узнавать что-то иное в окружающем мире. А если навязывать им что-то неинтересное, то в ответ взрослые получат капризы и отказ учиться. Может получиться в итоге так, что в детском саду именно ваш малыш окажется тем единственным, кто не умеет пользоваться столовыми приборами. А это приведет к стрессам.
Какие ошибки допускают родители
Одна из главных ошибок — навязчивая опека в питании ребёнка. Особенно этим отличаются любвеобильные бабушки. Они готовы сами кормить ребёнка с ложечки чуть ли не до школы. Конечно, это не способствует развитию навыков самостоятельности. В итоге малыш в этом плане начинает отставать от своих ровесников, что может создать для него проблемы в будущем.
Еще одна ошибка — в излишней заботе мамы о чистоте кухни, одежды, посуды. Она при этом в корне пресекает попытки маленького ребёнка есть самостоятельно хотя бы при помощи рук. Понятно, что он при этом пачкается, а порой пачкает и все вокруг. Однако тем самым малыш тренирует координацию и подготавливает себя к использованию ложки.
Кроме того, детям не стоит начинать самостоятельное использование столовых приборов с супов. Пока навыки не выработались, жидкую пищу им довольно сложно без потерь донести до рта. Скорее всего, суп будет выплескиваться из ложки, которую малыш столь неуверенно держит в руке.
При виде таких брызг и пятен на столе, скатерти, одежде и даже стенах родители ни в коем случае не должны сердиться и раздражаться. Если ребёнок почувствует негативную оценку мамы, он просто начнет избегать столовых приборов, а процесс обучения превратится в затяжной и сложный.
Желательно просто заранее подготовиться к кормлению — подстелить клеенку, прикрывать одежду ребёнка, кормить его за столом, который отодвинут, например, от дивана с плохо отмывающейся обивкой. Это сохранит нервы взрослых, снизит время на уборку и не отобьет у ребёнка желание проявлять самостоятельность.
Какими методами следует учить детей
Специалисты рекомендуют подстраиваться под интересы и желания малыша. При этом питание ребёнка в такой период должно состоять, прежде всего, из различных видов пюре и каш не очень густой консистенции. Их проще зачерпнуть ложечкой и донести до рта не расплескав. Помните, что уверенные действия с ложкой сформируются у ребёнка только через несколько недель практики, в возрасте не ранее 8-9-ти месяцев.
К началу обучения взрослым следует подготовиться. Чтобы дети получили правильные навыки, нужны правильные приборы. Ложечка должна быть из пищевого термостойкого пластика, неглубокая, удобно расположенная в маленькой ручке. В специализированном детском магазине посоветуют подходящие предметы для каждого возраста.
Кроме того, родителям желательно приобрести и другие специальные предметы, которые необходимы для эффективного обучения самостоятельным навыкам. Сейчас в продаже представлен широкий выбор стульчиков для кормления с удобными столешницами. Малыш должен привыкать есть именно таким образом, а не перед телевизором или на коленках у мамы.
Вместе с ложкой можно приобрести и специальные детские тарелки с подогревом. Они должны обладать определенной глубиной и бортиками, чтобы еда не выплескивалась наружу. Процесс самостоятельного питания обычно занимает у маленьких детей продолжительное время, так что желательно иметь возможность подогрева тарелки. Обычно это небольшая емкость снизу, куда заливается горячая вода.