Интернет прочно вошел в повсеместную реальность и не собирается сдавать позиции. К сожалению, у некоторых деток, а также подростков формируется патологическая привязанность к цифровым устройствам, которая существенно ухудшает их адаптацию, что весьма тревожит их родственников.
Разберемся, где проходит тонкая грань между обычным удовольствием от проведенного времени за компьютером и истинной зависимостью от Сети. В каком случае ребёнка или подростка надо спасать — и куда бежать родителям? К счастью, у родителей есть варианты решения проблемы — расскажем о них на MedAboutMe.
Домысл родителей или неприятная правда о зависимости?
В основе любого патологического стремления — будь то зависимость от алкоголя или наркотических веществ, шопинга — лежит вполне определенная внутренняя психологическая проблема, которая толкает ребёнка, подростка или взрослого бежать в иллюзорный мир.
O. Розенберг (Rosenberg) утверждает, что около 10% всего населения имеет четкую предрасположенность к формированию различного рода зависимостей, в том числе, нехимического характера. Конечно, наиболее уязвимой категорией являются подростки. Пережогин Л.О. утверждает, что если речь идет об истинной зависимости, у детей может наблюдаться даже абстинентный синдром!
Исследователи К.Янг с коллегами утверждают, что в отличие, например, от алкогольной или никотиновой зависимости, Интернет-зависимость у предрасположенных лиц формируется быстрее: около 25% приобретают зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, около 60% — в течение второго полугодия, а 15% — вскоре по прошествии года.
Симптомы навязчивой потребности в компьютере (планшете, мобильном)
Как любой зависимый человек, подросток может не осознавать до конца глубину своей зависимости. Для него сложившаяся ситуация вполне является вариантом нормы — еще бы, ведь успехи в Интернете позволили залатать «дыру» в самомнении! И он будет активно оспаривать необходимость изменения образа жизни: «ну и что, что я провожу за компьютером 18 часов в сутки — я же занят любимым делом!»
Итак, каковы же внешние признаки, которые позволяют трактовать поведение ребёнка как явно патологическое:
- Негативные эмоции при попытках родных отвлечь от пребывания в Интернете; нежелание отвлечься даже на короткое время от работы; при вынужденных отвлечениях ребёнок испытывает досаду и раздражение.
- Ярко выраженные положительные эмоции, эмоциональный подъем от пребывания в сети; освобождение от состояния тревоги, вины, беспомощности.
- Дезадаптация к реальной жизни; абсолютная неспособность планировать свое время пребывания в Сети; «забывание» о домашних делах, пренебрежение учебой или рабочими обязанностями.
- Времени сеанса в Сети искажается, ребёнок готов лгать, сколько он провел времени за компьютером.
- Появление проблем со здоровьем; сокращение продолжительности сна, пренебрежение гигиеной; злоупотребление кофе и «тониками»; готовность принимать простую случайную пищу, желательно, не отходя от компьютера.
Если родителям начинает казаться, что ребёнок слишком много времени проводит за компьютером, в интернете или занят видеоиграми, то, чаще всего, это соответствует действительности. Но надо различать просто любовь к играм или общению и аддикцию, психологическую зависимость. Если дети лгут о том, сколько времени они проводят за монитором, хуже учатся, забрасывают другие увлечения ради игр или интернет-серфинга, это свидетельствует о проблемной ситуации. Ребёнок также может выказывать такие признаки аддикции, как значительное разочарование от недоступности компьютера прямо сейчас, ажитацию, раздражение.
Зависимость от компьютера — болезненное состояние сродни наркомании. Причин у такого типа болезни немало, это и попытки избежать реальности, проблем со сверстниками, желание создать идеальный образ себя или просто увлечься чем-то, что можно контролировать самостоятельно. В любом случае есть несколько шагов, которые помогают детям вернуться из мира мониторов в реальность и изменить аддикцию на хобби.
Шаг первый: ограничение времени пребывания за монитором. Установление лимитов на игры или интернет-серфинг — важная часть терапии при этом типе аддикции. Однако нельзя «обрывать пуповину» сразу же, выносить компьютер, отнимать ноутбук, перерезать шнуры — это достаточно болезненная процедура для человека с зависимостью любого возраста. Установление разумных пределов: не играть во время еды, семейных разговоров, выполнения уроков, перед сном поможет обозначить серфинг, общение в чатах или онлайн-игры как развлечение, ограниченное во времени.
Шаг второй: добраться до сути проблемы. Чаще всего дети «уходят» в данный тип зависимости от реальных проблем. Возможность выяснить, в чем дело, распознать вероятность трудностей в общении со сверстниками, стеснения из-за физического или мнимого дефекта, препятствующего социальной жизни, осложнений с педагогами или друзьями поможет решить вопрос и вернуть ребёнка в обычную жизнь. Если расспросы не помогают и контакт с ребёнком не устанавливается, имеет смысл обратиться к специалистам — психологам, врачам.
Шаг третий: игру и общение — в реальность. Вместо смс или общения в чатах поощряйте ребёнка звонить друзьям или встречаться вне дома. Разговаривайте об играх, о том, какие сферы науки затрагивают онлайн-порталы. Даже в «стрелялках» и «бродилках» есть и смысл, и полезные навыки, а значит, можно предложить секцию единоборств, посещение стрелкового тира, музея вооруженных сил. И встретиться с такими же фанатами игры в клубе, кафе или в парке для обсуждения стратегии нового нападения.
Шаг четвертый: рассматриваем преимущества. Знания, умения, навыки, которые дети приобретают в процессе игр или серфинга в интернете, должны быть актуальными. Обсудите с ребёнком будущую профессию, что можно использовать для достижения цели: понимание стратегий игры, развития портала, умение управлять командой. Разделите интерес ребёнка хотя бы в том, насколько он способен достигать целей и прогрессировать в игре. Несмотря на аддикцию, такая целеустремленность достойна уважения, нужно лишь несколько перефокусировать интересы. В любом случае, в современном мире существует большое количество профессий, связанных с программированием, созданием и тестированием игр.
Шаг пятый: посмотрите в зеркало. Перед тем, как начать ругаться на ребёнка, стоит убедиться, что сами родители не сидят, уткнувшись в мониторы, каждую свободную минуту. Вероятно, как только смартфоны и ноутбуки перестанут интересовать взрослых больше, чем сын или дочь, детская аддикция тоже пойдет на убыль.
Специалисты подскажут, как решить проблему!
Не секрет, если корень проблемы лежит в психологических травмах, а решить проблему своими силами родителям не удается, можно прибегнуть к помощи команды психологов, психиатров и неврологов. В частности, специалисты отделения социальной психиатрии детей и подростков Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии активно занимаются решением именно проблемы с зависимостью детей и подростков от сети Интернет. На приеме доктора помогут выявить, действительно ли у ребёнка или подростка наблюдается Интернет-зависимость, и в случае утвердительного ответа, с ним будут проводить тщательный психологический разбор «полетов» и будет оказана необходимая психологическая помощь.
Прием детского населения и подростков осуществляется на базе неврологического отделения консультационного центра Морозовской детской клинической больницы г. Москвы. Записаться на консультацию можно по телефонам 8-495-695-0229, 8-495-695-0159 или 8-495-637-5415. Регистраторам, осуществляющим запись, необходимо уточнить, что ребёнку требуется консультация по поводу зависимости от компьютера.