Ежедневное общение с людьми — это не только доброжелательность, улыбки и позитив. К сожалению, человек испытывает гораздо больше негативных эмоций, чем позитивных. К ним относятся гнев, обида, разочарование, возникающие в различных стрессовых и конфликтных ситуациях. Среди подобных ситуаций значительное место занимает критика и недоброжелательное отношение к человеку со стороны семьи, друзей или руководства.
Место критики в повседневном общении
Каждого человека окружает множество других людей, общение с которыми может доставлять не только радость, но и разочарование. Большинство людей живет и работает в обстановке жесткой конкуренции и ежедневного стресса. Одним из элементов конкуренции, вызывающим негативные эмоции, является критика.
Далеко не всем людям свойственна способность к позитивному повседневному общению и не все обладают достаточно развитым чувством такта. Поэтому люди критикуют друг друга за недостатки в работе, одежду и внешний вид. Нередко критикующий ощущает собственную неполноценность и стремится к самоутверждению за счет других.
Критика в ежедневном общении делится на конструктивную и деструктивную. Конструктивная критика включает в себя обозначение не только отрицательных, но и положительных сторон объекта, деструктивная полностью направлена на его обесценивание. Цель деструктивной критики — снизить самооценку критикуемого объекта или человека. А адекватная самооценка является одной из основных составляющих успеха человека.
Избежать критики в повседневном общении не удавалось еще никому. У каждого человека есть сильные и слабые стороны. Он окружен не только друзьями и поддерживающим окружением, но и недоброжелателями. Критиковать могут родители, супруги, дети, коллеги или начальство. Среди распространенных причин критики — личная неприязнь к человеку, скука или плохое воспитание. Деструктивная критика способна вызвать негативные эмоции и существенно снизить самооценку у тех, кто чересчур чувствителен к ней. Поэтому человеку важно научиться реагировать на нее так, чтобы она не приводила к частым стрессовым ситуациям.
Эмоции человека при критике
В первую очередь человек думает о собственных достижениях и успехе в глазах окружающих. Любое несоответствие может вызывать отрицательные эмоции. Поэтому самой распространенной реакцией на критику будет агрессия и желание обидеть оппонента в ответ. Это происходит, потому что самолюбие человека находится под ударом.
К сожалению, далеко не все люди способны к конструктивной критике, то есть, к заострению внимания не только на недостатках объекта, но и на его достоинствах. Многие критикуют некорректно, и даже с оскорблениями в адрес оппонента. Особенно ярко это проявляется в социальных сетях. Критиковать человека, находящегося в виртуальном пространстве намного проще. В реальности выход отрицательных эмоций может привести к более непредсказуемым последствиям.
В случае, если критикующий действительно является серьезным специалистом, профессионалом своего дела, к его мнению стоит прислушаться. Истинный профессионализм предполагает серьезное знание своего дела, уверенность в собственных силах и адекватную оценку действий оппонента. Более жестко критикуют те, кто не до конца уверен в себе и кому нужно самоутвердиться за счет других.
Особенно болезненно воспринимается критика в детстве и подростковом возрасте. Неодобрение со стороны родителей, одноклассников или учителей может привести к серьезным последствиям для психики. Человек, которого постоянно критиковали или сравнивали с другими, не будет способен адекватно оценивать себя и будет считать невозможным движение вперед.
Как минимизировать негативные эмоции при некорректной критике?
Ни один человек не может вызывать положительные эмоции у всех. Но он вполне способен научиться реагировать на критику таким образом, что она не будет негативно отражаться на его самооценке. Чтобы развить уверенность в себе, следует воспользоваться определенными рекомендациями. Например:
- понять причину критики и мотивы критикующих. Если оппонент способен только к деструктивной критике, значит, он сам часто подвергался ей в детстве или юности, и теперь он просто ищет способ манипулировать другими и самоутверждаться за их счет;
- постараться сделать вид, что язвительные замечания, обидные выводы и прямые оскорбления не касаются критикуемого напрямую. Иными словами, научиться игнорировать их, и тогда они не будут больно ранить. Критический пыл оппонента поубавится, если не будет встречать ответной реакции;
- использовать так называемые «закрытые фразы», не предполагающие дальнейшего развернутого ответа. К ним относятся: «такова жизнь», «что поделаешь — иначе не могло быть», и многие другие;
- объяснить, как именно следует разговаривать с конкретным оппонентом. В случаях, если человек не дорожит мнением другого, следует поблагодарить его за «ценное» мнение и пообещать обратиться за советом, когда он действительно понадобится. Данный метод — один из наиболее эффективных инструментов для предотвращения неуместной беседы и пресечения попыток нарушить личное пространство;
- слушать критика спокойно и внимательно. Во многих случаях мешает субъективное восприятие конкретного человека или его собственная тревога из-за чужого мнения. Поэтому необходимо выслушать его и проанализировать возможные мотивы и цели;
- защищать и отстаивать свою позицию, подчеркивая собственные положительные стороны, а также интересоваться позицией критикующего. Если он не в состоянии дать обоснованного ответа на конкретный вопрос или перечислить конкретные недостатки критикуемого, то это просто еще один способ унизить оппонента и понизить его самооценку.
Если критика конструктивна, а критикующий обладает достаточным авторитетом, то она может стать еще одним шагом к развитию личности. Оскорбительные замечания не будут конструктивны, поскольку они характеризуют критикующего не с лучшей стороны. В этом случае важно лишить его дополнительной «подпитки». При отсутствии конструктивной реакции критикуемый поймет, что высказанное негативное мнение не имеет никакой силы и основания, и самооценка при этом не пострадает.
Болезненная реакция на критику будет значительно меньше отражаться на самооценке в тех случаях, если человек уверен в собственных силах и достижениях, знает свои сильные и слабые стороны и способен адекватно оценить важность мнения критикующего и его мотивы.