Критика при ежедневном общении

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ежедневное общение с людьми — это не только доброжелательность, улыбки и позитив. К сожалению, человек испытывает гораздо больше негативных эмоций, чем позитивных. К ним относятся гнев, обида, разочарование, возникающие в различных стрессовых и конфликтных ситуациях. Среди подобных ситуаций значительное место занимает критика и недоброжелательное отношение к человеку со стороны семьи, друзей или руководства.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Место критики в повседневном общении

Каждого человека окружает множество других людей, общение с которыми может доставлять не только радость, но и разочарование.  Большинство людей живет и работает в обстановке жесткой конкуренции и ежедневного стресса. Одним из элементов конкуренции, вызывающим негативные эмоции, является критика.

Далеко не всем людям свойственна способность к позитивному повседневному общению и не все обладают достаточно развитым чувством такта. Поэтому люди критикуют друг друга за недостатки в работе,  одежду и внешний вид. Нередко критикующий ощущает собственную неполноценность и стремится к самоутверждению за счет других.

Критика в ежедневном общении делится на конструктивную и деструктивную. Конструктивная критика включает в себя обозначение не только отрицательных, но и положительных сторон объекта, деструктивная полностью направлена на его обесценивание. Цель деструктивной критики — снизить самооценку критикуемого объекта или человека. А адекватная самооценка является одной из основных составляющих успеха человека.

Избежать критики в повседневном общении не удавалось еще никому. У каждого человека есть сильные и слабые стороны. Он окружен не только друзьями и поддерживающим окружением, но и недоброжелателями. Критиковать могут родители, супруги, дети, коллеги или начальство. Среди распространенных причин критики — личная неприязнь к человеку, скука или плохое воспитание. Деструктивная критика способна вызвать негативные эмоции и существенно снизить самооценку у тех, кто чересчур чувствителен к ней. Поэтому человеку важно научиться реагировать на нее так, чтобы она не приводила к частым стрессовым ситуациям.

Эмоции человека при критике

Эмоции человека при критике

В первую очередь человек думает о собственных достижениях и успехе в глазах окружающих. Любое несоответствие может вызывать отрицательные эмоции. Поэтому самой распространенной реакцией на критику будет агрессия и желание обидеть оппонента в ответ. Это происходит, потому что самолюбие человека находится под ударом.

К сожалению, далеко не все люди способны к конструктивной критике, то есть, к заострению внимания не только  на недостатках объекта, но и на его достоинствах. Многие критикуют некорректно, и даже с оскорблениями в адрес оппонента. Особенно ярко это проявляется в социальных сетях. Критиковать человека, находящегося в виртуальном пространстве намного проще. В реальности выход отрицательных эмоций может привести к более непредсказуемым последствиям.

В случае, если критикующий действительно является серьезным специалистом, профессионалом своего дела, к его мнению стоит прислушаться. Истинный профессионализм предполагает серьезное знание своего дела, уверенность в собственных силах и адекватную оценку действий оппонента. Более жестко критикуют те, кто не до конца уверен в себе и кому нужно самоутвердиться за счет других.

Особенно болезненно воспринимается критика в детстве и подростковом возрасте. Неодобрение со стороны родителей, одноклассников или учителей может привести к серьезным последствиям для психики. Человек, которого постоянно критиковали или сравнивали с другими, не будет способен адекватно оценивать себя и будет считать невозможным движение вперед.

Как минимизировать негативные эмоции при некорректной критике?

Как минимизировать негативные эмоции при некорректной критике?

Ни один человек не может вызывать положительные эмоции у всех. Но он вполне способен научиться реагировать на критику таким образом, что она не будет негативно отражаться на его самооценке. Чтобы развить уверенность в себе, следует воспользоваться определенными рекомендациями. Например:

  • понять причину критики и мотивы критикующих. Если оппонент способен только к деструктивной критике, значит, он сам часто подвергался ей в детстве или юности, и теперь он просто ищет способ манипулировать другими и самоутверждаться за их счет;
  • постараться сделать вид, что язвительные замечания, обидные выводы  и прямые оскорбления не касаются критикуемого напрямую. Иными словами, научиться игнорировать их, и тогда они не будут больно ранить. Критический пыл оппонента поубавится, если не будет встречать ответной реакции;
  • использовать так называемые «закрытые фразы», не предполагающие дальнейшего развернутого ответа. К ним относятся: «такова жизнь», «что поделаешь — иначе не могло быть», и многие другие;
  • объяснить, как именно следует разговаривать с конкретным оппонентом. В случаях, если человек не дорожит мнением другого, следует поблагодарить его за «ценное» мнение и пообещать обратиться за советом, когда он действительно понадобится. Данный метод  — один из наиболее эффективных инструментов для предотвращения неуместной беседы и пресечения попыток нарушить личное пространство;
  • слушать критика спокойно и внимательно. Во многих случаях мешает субъективное восприятие конкретного человека или его собственная тревога из-за чужого мнения. Поэтому необходимо выслушать его и проанализировать возможные мотивы и цели;
  • защищать и отстаивать свою позицию, подчеркивая собственные положительные стороны, а также интересоваться позицией критикующего. Если он не в состоянии дать обоснованного ответа на конкретный вопрос или перечислить конкретные недостатки критикуемого, то это просто еще один способ унизить оппонента и понизить его самооценку.

Если критика конструктивна, а критикующий обладает достаточным авторитетом, то она может стать еще одним шагом к развитию личности. Оскорбительные замечания не будут конструктивны, поскольку они характеризуют критикующего не с лучшей стороны. В этом случае важно лишить его дополнительной «подпитки». При отсутствии конструктивной реакции критикуемый поймет, что высказанное негативное мнение не имеет никакой силы и основания, и самооценка при этом не пострадает.

Болезненная реакция на критику будет значительно меньше отражаться на самооценке в тех случаях, если человек уверен в собственных силах и достижениях, знает свои сильные и слабые стороны и способен адекватно оценить важность мнения критикующего и его мотивы. 

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 26.08.2018 17:30, обновлено 13.12.2019 13:35
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Психология общения: признаки лжи
Внимательное наблюдение за собеседником при личном общении позволит без труда определять, в какие моменты он проявляет неискренность и искажает факты.
Важность здоровья психики для общения людей
Как связаны особенности психики конкретного человека и его общение с другими людьми?
Общение с высокочувствительными людьми
Как строить общение с детьми и взрослыми, которые обладают высокой чувствительностью?
11 ​фраз, которых лучше избегать в общении с домохозяйкой
Чтобы не испортить отношения с женщиной-домохозяйкой, в общении с ней лучше избегать нескольких тем и фраз. Они могут обидеть ее и вызвать негативные эмоции.
Общения с какими людьми лучше избегать?
Как оградить себя от общения с неприятными людьми, расскажем на примере распространенных ситуаций.
Искусство самообладания: общение с публикой
Доклады, презентации, конференции – все это общение с публикой. Как сделать его результативным?