Население Земли стареет, а технологии обновляются. По данным мировой статистики, в 2017 году в мире было 13% людей старше 60 лет, а к 2050 году это количество возрастет до 28%. В России пенсионеров 25%. Хотя сегодня возраст наступления старости (как, впрочем, и молодости со зрелостью) наступает позже, однако огромная доля пожилых по-прежнему не охвачена мобильными приложениями — а среди них встречаются очень полезные программы! Разберемся, что сегодня предлагает рынок мобильных приложений старшему поколению.
IT-грамотность и компании-разработчики
В мире быстрый доступ в интернет со смартфона есть у 74% людей старше 50. В России эта доля скромнее: по данным 2017 года, только 14% россиян старше 55 лет освоили интернет-связь со смартфона. Это — одна из причин, почему стартапов для пожилых в России немного: эта целевая аудитория выпадает из внимания из-за недостаточной IT-грамотности.
Хотя и эта ситуация меняется: разработчики включают в планы программы, которые помогают не только самим пожилым людям, но и тем, кто за ними ухаживает. Кроме того, годы идут, и в категорию старшего поколения переходят взрослые, которые уже успели освоить смартфоны и планшеты. Так появляются приложения (доступные и в России) разных направлений:
- Связанные с медициной и здоровьем — справочники, симптом-чекеры, приложения-напоминалки для приема препаратов, консультационные услуги и т. д.
- Адаптационные: все, что помогает при снижении функции зрения, слуха и т. д.
- Информационные сервисы для поиска информации, актуальной в старшем возрасте. Например, «Мобильный центр социальных услуг», «ПФР электронные сервисы».
- Развлекательные и познавательные: игры для улучшения различных функций и способностей, снижения уровня стресса.
Приложения, связанные с медициной и здоровьем
В России закон о телемедицине был принят 4 года назад, и это, наравне с недостаточным владением интернетом, сдерживало значительную долю рынка консультационных приложений и дистанционного мониторинга. Кроме того, регистрация медицинских приложений проходит в Росздравнадзоре: чтобы не навредить клиентам, надо постараться. Однако другие направления, связанные с медициной, развиваются вполне неплохо. Что есть для старшего поколения?
- Doc+: хотя это приложение не нацелено только на старшее поколение, это удачный пример удаленной помощи с консультациями в чате, аудио- или видеосвязью врачей и клиентов.
- Сервис «Вопрос врачу» от MedAboutMe помогает узнавать ответы специалистов по конкретной проблеме: это простой и доступный практически для любого возраста вариант быстрой связи с врачами разных специализаций.
- «Кнопка жизни»: специальные устройства для старшего поколения и людей с проблемами со здоровьем — постоянными или временными. Для вызова скорой или связи с родственниками человеку надо только нажать на кнопку: в компании при этом хранятся данные о его состоянии здоровья, то есть диспетчер, получающий сигнал и передающий его в «Скорую» или родным, уже в курсе анамнеза. Сервис активен в 60 российских регионах, на данный момент им пользуются более 300 000 людей. Стандартная подписка стоит 590 руб./ месяц. В планах компании приложение, которое не будет требовать специального устройства: «кнопка» будет на смартфоне или умных часах.
- Симптом-чекер от MedAboutMe — приложение, которое поможет оценить не только свои симптомы и узнать, о какой проблеме со здоровьем они могут сигнализировать. Это приложение позволяет родственникам пожилого человека уточнять, что же происходит и когда срочно нужен врач. Симптом-чекер хорош простотой заполнения и быстрыми ответами на вопросы аудитории с предоставлением возможных диагнозов и рекомендаций.
- «Проверьте здоровье» от MedAboutMe также нацелено на более широкую аудиторию, нежели только пожилые люди. С помощью этого приложения можно узнать свои основные риски для здоровья, какие бесплатные обследования вам положены в поликлинике, как к ним правильно подготавливаться, а также отправить результаты в клинику, чтобы врач ознакомился с результатами опроса по приложению. Приложение было разработано специалистами и действует как официальный помощник системы здравоохранения в России.
- «Проверка зрения», также от MedAboutMe, помогает быстро оценить наличие проблем или отслеживать свое состояние в динамике: оценка зоркости, центрального поля зрения и цветовосприятия важна не только для того, чтобы быстро выявить возможные проблемы с остротой зрения, но и помогает выявлять начало глаукомы — распространенной и неизлечимой болезни людей старшего возраста.
К околомедицинским приложениям относятся также сервисы ухода за родными людьми старшего возраста. Хотя целью может быть не только подбор или вызов сиделки для ухода, но и визит проверенного человека, который может навещать бабушку или дедушку просто для общения. Данные исследований указывают, что старшее поколение страдает от одиночества больше всего, и это влияет на их здоровье и продолжительность жизни.
Российский вариант таких приложений — это «Близкие.ру», сервис, который предоставляет специалиста для разных целей: от работы по дому и гигиенических процедур до прогулок с бабушкой в парке. Средняя стоимость — около 1000 руб. за визит к подопечному, а как проходит визит, можно контролировать с помощью мобильного приложения.
Приложения для адаптации при сниженных функциях восприятия
Так как множество пожилых людей страдают от нарушений слуха и зрения, адаптационные приложения можно по праву отнести к этой целевой аудитории (хотя помогают они не только старшему поколению). На российском рынке в основном представлены иностранные приложения, помогающие преобразовывать звуки в текст и наоборот. Однако есть и отечественные сервисы.
- «Забота 365»: бесплатный сервис от специалистов социального центра Санкт-Петербурга помогает звонить в клиники и госорганизации людям с нарушениями слуха и другими видами инвалидности, получать помощь удаленного оператора, переводчика языка жестов и т. д.
- «Определитель купюр»: приложение от «Сенсор-Тех» и Мегафона помогает слабовидящим и пожилым разобраться в купюрах. Достаточно поднести деньги к камере смартфона, и приложение озвучит ее номинал или же просигнализирует с помощью вибрации (если клиент слепоглухой).
Также на рынке множество приложений, помогающих увеличивать текст, например, на этикетке товаров — они изначально были развлекательными, но быстро стали популярными у тех, кому сложно распознавать мелкие буквы.
Фактически, российским потребителям все еще приходится адаптировать сервисы «для всех» под нужды старшего поколения. Так, к категориям приложений, помогающим пожилым людям и их родственникам, можно отнести множество различных сервисом — от YouDo и социального такси до отслеживающих приложение программ на телефонах и игр для развития когнитивных способностей, наводняющих рынок и обещающих «улучшить интеллект людей старше 50 лет». Ко всему стоит относиться с разумной настороженностью: ученые говорят, что критическое восприятие у пожилых людей часто снижено, и они легче поддаются на обман, а повторяющиеся паттерны в большинстве игр «для пожилых» помогают не лучше, чем кроссворды.
Более полезными могут быть упражнения, которые описываются в статье «6 упражнений для пожилых людей для развития координации и равновесия».