Вы знаете, что такое природный интеллект? Может быть, это те интеллектуальные возможности, которые заложены в каждом из нас природой? Можно ли развить у ребёнка природный интеллект, и как это сделать? На все эти вопросы вы получите ответы, прочитав нашу статью.
Теория Говарда Гарднера об интеллекте взрослых и детей
Все люди обладают разным уровнем интеллекта и его возможностями. Мы привыкли считать интеллектуальным того человека, который хорошо учился в школе, закончил высшее учебное заведение и реализовал себя в профессии, требующей высокого уровня знаний. При этом людей, успешно реализовавших себя в творческих профессиях, мы попросту называем талантливыми. То есть, одним просто «повезло», и у них есть врожденный дар, а другим досталась непреодолимая тяга к знаниям и высокая работоспособность.
А бывает так, что человек не попадал ни в ту, ни в другую категорию. Кем он становится в будущем? Может быть, с человеческим интеллектом не все так просто, и неправильно делить всех на умных и талантливых? Может быть, можно как-то повлиять на развитие интеллекта? Американский психолог Говард Гарднер в 1983 году представил миру теорию множественного интеллекта. Согласно этой теории в человеке сочетаются 8 типов интеллекта, каждый из которых выражен в большей или меньшей степени:
- Вербально-лингвистический;
- Логико-математический;
- Визуально-пространственный;
- Моторно-двигательный;
- Межличностный;
- Внутриличностный;
- Музыкально-ритмический;
- Натуралистический.
То есть, интеллект — это не просто уровень знаний, которым обладает каждый человек, а более широкое понятие. Даже личностная самооценка, коммуникативные способности и возможность достигать хороших спортивных результатов — это составляющие человеческого интеллекта.
Природный интеллект — то, что дано природой?
В классификации типов интеллекта Говарда Гарднера есть пункт: натуралистический интеллект. По-другому его называют природным интеллектом. То есть, природный интеллект — это не то, что заложено в нас природой, а наш уровень знаний об окружающем мире, о природе и ее законах.
Еще не так давно природный интеллект был человеку жизненно необходимым. Без него он бы просто не смог выжить. Человек выбирал себе место для жилья, строил дом из природных материалов, добывал пищу и мастерил одежду, обращаясь к природе, лечился природными средствами. С развитием технического прогресса человек стал отдаляться от природы и даже нанес ей непоправимый вред. Однако до сих пор знания о природе и ее законах остаются очень важными в жизни каждого человека. Отличие в получении этих знаний раньше и сейчас в том, что раньше человек рос в природной среде и получал знания и опыт естественным путем, а в современном мире природу необходимо изучать.
Как помочь ребёнку развить природный интеллект?
Большую часть знаний человек получает в детстве. Дети обладают уникальной способностью впитывать в себя огромный объём информации совершенно различной направленности. Каким образом можно помочь ребёнку в развитии именно натуралистического интеллекта?
- Наблюдать за окружающим миром на прогулках
Даже самые маленькие дети любят нюхать цветы, рассматривать облака, ловить ладошкой снежинки или капли дождя, кормить уточек, кидать камушки в реку, прислушиваться к пению птиц. В условиях большого города стоит стремиться гулять подальше от проезжей части и быть ближе к природе. Дети улавливают информацию сразу всеми анализаторами: видят, слышат, трогают, вдыхают запах, пробуют на вкус. Все это можно ощутить в полной мере, оказавшись максимально близко к природе.
- Читать книги о природе и окружающем мире
Бианки, Пришвин, Сладков, Чарушин, Паустовский, Киплинг и многие другие писатели писали о природе так, словно слагали песни. Их произведения помогут максимально близко приблизиться к удивительному миру природы. Однако, некоторые дети считают книги о природе скучными, предпочитая читать и слушать о приключениях. В таком случае можно предложить ребёнку прочитать, например, повести Николая Носова («Веселая семейка», «Дневники Коли Синицына»). Подростков с большой долей вероятности увлекут книги Джека Лондона («Белый клык» и др.), Э. Сетона-Томпсона («Маленькие дикари» и др.) и других русских и зарубежных писателей. Также не стоит забывать о красочных и познавательных энциклопедиях.
- Смотреть познавательные телевизионные передачи
Такие передачи есть на многих телевизионных каналах. «Случайно» наткнуться на передачи о природе легко на таких каналах, как Discovery, Animal Planet. Проще всего «заразить» ребёнка интересам к познавательным передачам и фильмам, если смотреть их всей семьей.
- Путешествовать, ходить в походы, в лес, на рыбалку
Лишь наблюдая за растениями и животными в их естественной среде обитания, можно составить полное представление об их жизни, о законах природы. Часто родители ошибочно оставляют детей дома с бабушкой, отправляясь в лес или путешествие, считая подобное для ребёнка неинтересным, утомительным и опасным. Однако стоит как можно чаще пересматривать свои маршруты таким образом, чтобы можно было взять с собой ребёнка. Для него это будет самым настоящим приключением.
- Привлекать ребёнка к работе в саду или в огороде
Для детей, живущих в сельской местности, помощь родителям при приусадебном участке является естественным моментом в их воспитании. А как быть городским детям, если у них нет родственников в деревне или дачного участка? Очень многие растения можно выращивать у себя на балконе, например, зелень, лекарственные травы, травы для заваривания вкусного чая. Даже банальная помощь в уходе за комнатными цветами дает ребёнку важные знания о жизни растений.
- Завести домашнего питомца
Безусловно, это огромная ответственность для всей семьи. Однако это еще и уникальная возможность увидеть своими глазами, как растет животное, изучить его повадки и характер. Особенно повезло тем детям, которые хотя бы раз наблюдали за тем, как самка ухаживает за своими детенышами.
- Посещать музеи, ботанические сады, зоопарки и планетарии
В любой музей, сад, планетарий, зоопарк необходимо возвращаться не единожды. В каждом возрасте ребёнок обращает внимание на разные моменты. Многократное посещение данных мест позволит составить более полную картину об окружающем мире.
- Фотографировать природу
Пусть в семейном фотоальбоме будут не только памятные снимки с родственниками и друзьями. Здорово, если ребёнок будет видеть, как родители фотографируют закат солнца, паучка, плетущего паутину, удивительный грибок на лесной прогулке, бабушкину клумбу с цветами, разноцветную радугу. Это поможет замечать прекрасные моменты, любоваться ими и оставлять их в своей памяти.
- Участвовать в конкурсах
Круглый год в каждом учебном заведении, детском саду или Доме творчества создаются различные детские конкурсы, которые помогут приблизиться к природе. Например, конкурсы детских рисунков или поделок из природного материала, спортивные состязания на природе, вокальные конкурсы, посвященные временам года, и другие не менее познавательные мероприятия.
- Изучать природные приметы
Розовый закат предвещает ветреную погоду, низко летающие ласточки сообщают о скором дожде, кот прикрывает нос лапой к морозу, много рябины в лесу бывает перед дождливой осенью — эти и многие другие приметы позволяют посмотреть на природные явления с другой стороны. Какие-то приметы можно легко объяснить, над другими стоит серьезно подумать, а третьи вообще не поддаются никаким объяснениям. Но все они очень интересны и вряд ли оставят без внимания пытливый ум ребёнка.
- Привлекать ребёнка к охране окружающей среды
В глобальном масштабе кажется, что вклад в сохранение окружающего мира со стороны одного ребёнка или целой семьи несущественен. Но это ошибочное мнение: чем больше семей сделают шаг навстречу природе, тем дольше мы сможем пользоваться ее ресурсами и любоваться ее красотами. Это совсем несложно: прикрыть кран во время чистки зубов, спрятать обертку от мороженого в карман, принять участие в субботнике, сделать кормушку для птиц, пристроить бездомного котенка, бережно срезать гриб в лесу и правильно собрать лекарственные травы.