Каких-то пару десятилетий назад просмотра мультфильма надо было дожидаться. Дети учились искать в телепрограммах показы «Ну, погоди!», обводили время кружочком и ждали начала мультика, заодно изучая, как определять время по часам. Кто не умел читать, допытывались у родителей: «Ну когда же?!» и рассчитывали увидеть хотя бы «Спокойной ночи, малыши». А в остальное время играли, лепили, рисовали, гуляли и занимались со взрослыми. В итоге время просмотра телевизора совпадало с нормативами ВОЗ — не более получаса в день. Теперь все иначе. В любой момент можно включить детский канал, показать мультфильм на компьютере или планшете, увлечь ребёнка и спокойно заниматься своими делами. В итоге 27% грудных детей и 60% годовалых знакомы с мультфильмами. Нужно ли это знакомство, как влияет просмотр на детей, сколько и какие мультики рекомендуют смотреть специалисты детям разного возраста, рассказывает MedAboutMe.
Мультики и возраст детей
В конце прошлого века, когда мультфильмов на «голубом экране» стало значительно больше, а в домах появились видеомагнитофоны, педиатры рекомендовали ограничивать просмотр телевизора детям на основе здравого смысла и опыта. На сегодняшний день эти рекомендации уже имеют научные обоснования.
В США, например, уже в 1999 году Американская Ассоциация Педиатров настоятельно советовала вообще не включать телевизор в присутствии ребёнка до двух лет. Первые годы жизни закладывают базис в социальном, когнитивном, эмоциональном развитии, и определяющим для него является общение с живыми людьми.
Отдельные исследования только подтверждают эти рекомендации. Просмотр любых программ (а ребёнок до двух лет еще не способен связывать изображение на экране и реальные предметы, что бы ни утверждали поклонники «Беби Энштейн» и подобных развивающих видео для малышей) негативно влияет сразу на несколько аспектов физического и психического развития ребёнка.
- Отклонения в развитии речи
Дмитрий Христаксис, профессор Университета Вашингтона, сообщает: на основе проведенных исследований выявлена прямая корреляция между просмотром любых программ в возрасте до года и задержками в речевом развитии, в том числе в восприятии устной речи. У грудничков, чье младенчество сопровождалось включенным телевизором, отклонения в развитии речи встречаются в 6 раз чаще.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Исследования специалистов Института Сиэтла показывают возможную связь в развитии СДВГ у детей, смотревших мультфильмы, телепрограммы на мониторах в возрасте до трех лет.
- Перегрузка нервной системы
Согласно оценке специалистов, в среднем в мультфильме про Покемонов, который признан как отрицательно влияющий на детей, в течение 20 минут сменяются около 150 эпизодов, 70 различных тем и около 30 видов активности героев. Этот поток информации подается с исключительной контрастностью, превышающей норму. Не удивительно, что «Покемоны» и подобные им мультфильмы, как по сюжету, так и по типу производства, признаны совершенно не подходящими для маленьких детей.
Избыточная нагрузка на нервную систему, связанная с обилием информации, частой сменой кадров, звуков влияет на детей крайне негативно. Психологи говорят о возникновении страхов, фобий, проблем со сном, вниманием и нарушениях кратковременной памяти. Неврологи — об истощаемости нервной системы и возможной взаимосвязи просмотра «движущихся картинок» и судорожной готовности у детей.
- Снижение остроты зрения
Крайне нежелателен просмотр телепередач детьми младшего возраста (до 2 лет), а также нахождение ребёнка в комнате с включенным телевизором в силу возбуждающего влияния его на нервную систему. С точки зрения офтальмолога безопасным является просмотр телевизора с расстояния не менее 2 м (размер диагонали экрана, умноженный на 4) для жидкокристаллических и LED-телевизоров и не менее 3 м для электронно-лучевых. ЖК и LED телевизоры более безопасны для зрения в связи с отсутствием мерцания экрана и высокого качества изображения.
Детям в возрасте от 2 до 5 лет рекомендуется смотреть телевизор не более 30 мин в день, детям в возрасте до 7 лет — не более 1 часа с перерывами, детям школьного возраста — не более 1,5 часов. Если у ребёнка выявлена миопия, указанные нормы следует сократить как минимум в два раза.
- Другие негативные последствия
Хотя про эти последствия, фактически, знают все, однако при возникновении проблем взрослые редко вспоминают о действительных причинах и готовы пожертвовать личным досугом у экрана, чтобы показать ребёнку правильный пример.
Возникновение лишнего веса, ожирение в детском возрасте — часть комплекса влияния отсутствия физической активности, замещенной просмотром мультфильмов. Нередко это семейная проблема.
Второй, научно подтвержденный негативный фактор, — это снижение уровня чтения, как количественного, так и качественного. В семьях, где телевизор становится центром досуга, школьные отметки по чтению и литературе совсем не радуют ни родителей, ни педагогов.
Влияние мультфильмов на сознание ребёнка
Сказки и притчи, так любимые детьми, — это не что иное, как инструмент воспитательного процесса. Как еще передать ценности, моральные устои, принятые в обществе, привить понятия о хорошем и дурном поведении, как ни через истории и сказания?
Модель окружающего мира, образы друзей, врагов, героев раньше создавались и передавались благодаря сказкам. Сейчас их место все больше занимают мультфильмы, причем далеко не все из них, несмотря на лукавые пометки производителей «0+», способствуют формированию правильного мировоззрения.
По оценке специалистов Института современного детства, большинство продукции мультипликаторов, присутствующее сегодня на экранах, провоцирует формирование искаженной картины мира у ребёнка. Те мультики, которые дети школьного возраста уже могут оценить с позиции правильных и неправильных поступков, отнестись к поведению героев критически и с юмором, транслируются для малышей, воспринимающих все, происходящее на экране, как норму.
В нерекомендуемых специалистами мультфильмах можно видеть излишнюю феминизацию героев-девочек, искаженные пропорции тела: большие глаза, непропорциональные фигуры, «взрослое» поведение с романтическими мотивами, унификацию образов, когда герои отличаются только прическами и одеждой (сериал «Винкс»), а также замечать агрессивное поведение («Том и Джерри»), отсутствие морали. Положительные герои могут внезапно проявлять негативные черты или совершать поступки, ироничность которых может оценить взрослый, но не ребёнок. Отрицательные герои не наказываются за девиантное поведение.
Порой создатели мультфильмов указывают подходящий для просмотра школьный возраст, как, например, в «Шреке» (от 12 лет). Но родители нередко считают мультик просто мультиком, не всматриваясь и не осмысливая происходящее с точки зрения ребёнка. Подумаешь, не все поймет! Зато посидит спокойно.
Кто виноват и что делать?
С неподходящими по возрасту и некачественными мультфильмами вроде бы все понятно. Но мы еще помним, как несколько лет назад такие давно всем знакомые и любимые с детства мультики, как «Ну, погоди!», «Ежик в тумане» были признаны не подходящими для детей и транслирующими неверные ценности для подрастающего поколения. В связи с чем приключения Волка и Зайца некоторое время транслировались исключительно после 23.00. Неужели и наши мультики вредны?
Вряд ли режиссеры вкладывали дурной смысл, рисуя курительную трубку для Крокодила Гены или выставляю Волка отъявленным хулиганом. Истории о добре и зле, о наказании для «плохих» и помощи им, несмотря ни на что, все еще актуальны и при просмотре вместе с родителями дурному не научат. Одного вида сигареты для того, чтобы исказить мировоззрение, недостаточно. Нужна целостность образа.
Например, в японских мультфильмах известного режиссера Хаяо Миядзаки встречаются курящие персонажи. Однако их образ целостен и гармонирует с возрастом и стилем поведения, а моральные последствия негативных поступков героев настолько ясны каждому, что, например, мультфильм «Мой сосед Тоторо» включен в школьную программу для детей 5-7 лет как часть исторического и эстетического образования.
Основной принцип просмотра детьми мультфильмов, таким образом, противоречит их распространенной сегодня цели. Мультик — это не способ отвлечь ребёнка и освободить себя. Это инструмент для общения и развития, который надо выбирать и делать предметом разговоров с ребёнком. Как повел себя этот герой? Что случилось из-за того, что зайчик ушел из дома? Почему расстроилась бабушка?
Знание содержания, поступков героев, возможность обсудить сюжет, соответствие возрастным рамкам и нравственным ценностям — основные требования вдумчивых родителей к продукции мультстудий. Тактическое решение «включить детский канал на часик и отдохнуть» может стать стратегически неверным шагом, влияющим как на здоровье ребёнка, так и на его отношение к родителям, друзьям и всему миру.
Давайте будем честны сами с собой: воспитание детей — нелегкий труд. Однако если относиться к нему сегодня не всерьез, завтра, скорее всего, придется об этом пожалеть. Просмотреть заранее мультфильм или передачу, выбрать подходящие, выделить время на обсуждение с ребёнком, почему Волка забрали милиционеры, поможет сделать мультик из потенциального врага активным и надежным союзником в воспитании детей.