Аппендикс — довольно странная часть нашего организма. Он есть у людей и у животных, хотя еще Дарвин считал этот отросток кишки атавизмом, который должен был давно исчезнуть. Но после Дарвина прошли целые века, а аппендикс все еще с нами. Возникает вопрос: может быть, он все же нужен людям, и не надо его вырезать профилактически или при первом подозрении на воспаление? MedAboutMe рассказывает, как и почему сегодня врачи стараются лечить аппендицит без операций у взрослых и детей, и насколько это лечение успешно.
80 миллионов лет без болезней
В прошлом веке в США было принято удалять все «ненужные» части организма еще в младенчестве. Все, без чего человек может спокойно жить и не подвергаться излишней опасности заболевания, вырезалось. Удаляли миндалины, крайнюю плоть и аппендикс. Обрезание довольно популярно в Штатах и сегодня по эстетическим соображениям и «по привычке», а вот гланды в горле и аппендикс теперь не трогают до возникновения проблем. Почему?
Во-первых, специалисты решили довериться природе. Аппендикс у млекопитающих есть, как оказалось, на протяжении уже 80 миллионов лет. И если он сам не отвалился в процессе эволюции, как, например, хвост, значит, и сегодня он нам нужен.
Во-вторых, помогли исследования. Как выяснилось, в стенках этого маленького червеобразного отростка есть лимфоидная ткань, такая же, как в миндалинах. То есть аппендикс — это защитный барьер кишечника, который вбирает патогенные микроорганизмы и распространяет полезные. Например, у людей без аппендикса восстановление микрофлоры после кишечных инфекций требует намного больше времени.
Аппендицит называют «молодой болезнью». В течение многих тысячелетий случаи воспаления аппендикса были довольно редки, и только в последние столетия их количество резко выросло: каждый год болеют 5 человек из 1000! Ученые объясняют это изменением рациона питания: если в меню преобладают мясные продукты, аппендикс воспаляется быстрее.
Кстати, ни шелуха от семечек, «забивающая кишки», ни иные подобные мифы развития аппендицита не подтверждаются. А еще — чаще всего болеют люди в возрасте от 30 до 40 лет, и женщины в два раза больше, чем мужчины. А у детей начало аппендицита может быть связано с наличием глистов, хотя и не обязательно.
Врожденная иммунная защита
Аппендикс совершенно точно участвует в иммунной защите организма. Он не только помогает кишечнику перерабатывать пищу и реже болеть, этот маленький «червячок» борется с чужеродными белками. Доказали это на убедительных, хотя и не вполне гуманных опытах: на животных, которым пересаживали органы. Те млекопитающие, у которых аппендикс был на месте, оказались более склонны к отторжению новых органов и тканей. А вот те, у кого этого отростка уже не было, выздоравливали успешнее.
Результаты этого исследования стали значимыми сразу в двух направлениях. В трансплантологии перед пересадкой органов можно прогнозировать и корректировать реакцию организма пациента на ткани: если аппендикс есть, риски отторжения повышаются, если нет, то можно снизить дозу иммунодепрессантов.
А второй вывод: аппендикс потому и существует в нашем теле все эти миллионы лет, что он нам действительно необходим. А значит, надо искать новые пути лечения аппендицита, не вырезая сразу воспаленную часть кишечника.
«Первопроходцем» антибиотикотерапии в лечении аппендицита стал доктор Леонид Рогозов. Он, правда, сделал это не из любви к экспериментам, а из-за отсутствия альтернативы. Врач находился на станции в Антарктиде, и был единственным специалистом, который мог бы провести хирургическую операцию. Что в итоге ему и пришлось сделать: в его случае курсы антибиотиков не привели к полному излечению, и Рогозов удалил себе аппендикс своими же руками.
В настоящее время новые поколения антибиотиков становятся разумной альтернативой удалению такого нужного червеобразного отростка толстой кишки.
Новая эра в терапии аппендицита
Как только врачи научились вырезать аппендикс, эта операция стала золотым стандартом лечения аппендицита. Сегодня ее проводят лапароскопическим методом, оставляя маленький шрам, и выздоровление обычно проходит довольно быстро и без осложнений. И уже без аппендикса.
Операцию обычно проводят, как только подтвердился диагноз, чтобы не дать воспалительному процессу перейти в стадию перфорации стенок и перитонит.
Известная фраза из фильма «Весна у Покровских ворот» используется и сегодня. «Резать, не дожидаясь перитонита!» — значит, не затягивать с решением проблемы, потому что ситуация точно осложнится. Но всегда ли так происходит с аппендицитом? Совсем нет, и не потому, что отросток быстро вырезают.
Есть даже хроническая форма аппендицита, все происходит примерно также, как в воспаленных гландах при тонзиллите. Ткани периодически воспаляются, потом воспаление подавляется и признаки болезни уходят до следующего обострения. Такую форму аппендицита уже давно начали лечить антибиотиками.
Появление компьютерной томографии подтвердило: как минимум, у 70% пациентов с аппендицитом риска развития перитонита нет. Аппендикс не лопнет, стенки не перфорируются, содержимое не выльется в брюшную полость. А значит, такое воспаление можно лечить антибиотиками!
Аппендэктомия — наиболее распространенная экстренная хирургическая операция во всем мире. Только в США ежегодно удаляют аппендикс 300 тысячам человек. А результаты нашего исследования убедительно доказывают: большинства этих операций можно было бы избежать!
Антибиотики при аппендиците — это реальный, доступный и безопасный вариант лечения, который врачи должны предлагать своим пациентам, если стадия болезни позволяет.
Попытки лечения аппендицита антибиотиками у детей проводились аж с 2012 года: инвазивное лечение — это стресс и для тела, и для психики, и врачи искали другие варианты для маленьких пациентов. Тогда в исследовании участвовало 77 детей и подростков, причем пригодными для антибиотикотерапии признавали только каждого пятого больного. Пациенту и его родителям предлагали два варианта: операцию сразу при подтверждении диагноза или день вводить антибиотик через капельницу, а потом 10 дней пить таблетки дома и регулярно наблюдаться.
30 пациентов выбрали антибиотики, 27 из них стали чувствовать себя лучше на следующий день, а через 3 суток полностью выздоровели. На улучшение самочувствия после операции требовалось в среднем 17 дней. Надо отметить, что у троих детей в течение месяца после антибиотикотерапии все же пришлось вырезать аппендикс, хотя угрозы перитонита так и не появилось. Остальные здоровы.
Как показало новое исследование, у детей процесс лечения аппендицита антибиотиками даже более эффективен, чем у взрослых. Сегодня специалисты утверждают: 97 из 100 детей при остром аппендиците могут быть вылечены антибиотиками. Правда, у 14 из них аппендицит позже развивается вновь.
Так почему же до сих пор аппендицит у детей сразу лечат хирургическим методом?
- Во-первых, специалисты рекомендуют всегда проводить компьютерную томографию перед принятием решения о методе терапии. Такая возможность есть не всегда.
- Во-вторых, о терапии антибактериальными препаратами, ее протоколах и курсах медикаментов знают далеко не все.
- В-третьих, сами ученые пока не советуют поголовно прибегать к антибиотикотерапии у детей. Необходимы более тщательные исследования в крупных детских клиниках.
Еще один отрицательный момент: родители и сами дети, зная о вероятности рецидива воспаления аппендикса, более тревожно реагируют на любую боль в животе, обращаясь к врачам даже с обычным кишечным расстройством или повышенным газообразованием. Хотя такое внимание к здоровью ребёнка можно отнести и к положительным моментам.
Альтернативный метод лечения аппендицита у детей есть, и он активно изучается и внедряется в крупных зарубежных клиниках. Однако до распространения безоперационного способа терапии аппендицита должно пройти время: специалистам надо узнать все тонкости и выработать четкие рекомендации: кого, в каких случаях и как можно вылечить от аппендицита без скальпеля.