Под «оскорблением» понимается унижение чести и достоинства другого человека, выраженное в форме, противоречащей общепринятым нормам поведения в обществе. Оскорбление может совершенно справедливо вызвать негативные эмоции, желание дать отпор или отомстить обидчику. В прошедшие века распространенной реакцией на оскорбления среди людей высших сословий являлась дуэль. Сегодня случаи применения физического насилия среди образованных людей можно встретить довольно редко. Но участились случаи споров в интернете, когда отрицательные эмоции оппонентов выходят на не менее высокий уровень. Оскорбить человека могут и случайные люди, не обладающие высокой культурой общения.
Выражение отрицательных эмоций: почему люди оскорбляют друг друга?
Каждый человек сталкивается с оскорблениями на протяжении всей жизни. Как только он предпринимает первые попытки социализации в раннем детстве, он осознает, что помимо любящей семьи существуют и другие люди, которые не будут его любить за сам факт его существования, и даже наоборот, ненавидеть по причинам, которые могут быть известны только им одним. Дети и подростки не всегда умеют выражать свои эмоции корректно, к тому же нередко применяют физическое насилие друг к другу.
Каждому человеку хочется окружать себя только приятными людьми, общение с которыми будет доставлять радость и удовольствие. Но семья, школьный класс или коллектив на работе включают в себя и других людей, которые могут не разделять жизненные установки друг друга. Там, где культура общения не слишком высока, начальник, коллеги или просто случайные люди могут сказать человеку что-то обидное, способное вызвать у него множество негативных эмоций.
Причины несдержанности, агрессии, большого количества негативных эмоций – особенности воспитания и всеобщая нервозность современного общества. Люди, живущие в атмосфере постоянного стресса, не имеют достаточно времени на общение с близкими, испытывают множество страхов и тревоги по поводу будущего. Это передается и детям. Во многих семьях оскорбление считается нормой, которую дети затем переносят в общество. За оскорблениями в адрес других часто скрывается внутреннее ощущение собственной неполноценности, выливающееся в стремлении задеть другого человека и причинить ему боль.
Как люди реагируют на оскорбления в личном общении?
Многие высказывания известных философов и писателей прошлого транслируют мысль о недопустимости уподобления оскорбляющим. Но далеко не все способны вовремя дать достойный ответ на оскорбление. Одни реагируют так же агрессивно, другие теряются и «глотают» обиду, сожалея о том, что слишком остроумный ответ приходит в голову поздно.
Часто словесные оскорбления могут сопровождаться агрессивным тоном или принимать форму язвительных критических замечаний. Если человек умеет спокойно и с достоинством реагировать, то желание задевать и оскорблять у обидчика пропадет само собой. Ответная агрессия не вызывает уважения, поскольку обидчики часто стремятся спровоцировать своих жертв на ответную агрессию. Это особенно распространено в общении среди подростков в школе и служит основой для травли.
Низкая культура общения среди взрослых является причиной ее снижения у детей. Вероятность травли повышается там, где взрослые не видят в ней ничего опасного, а лишь обычные детские игры. Оскорбления и критика часто встречаются в семьях и коллективах на работе. Многим людям трудно сдерживаться, и они не всегда понимают, что отсутствие типичной реакции, а вовсе не ответная агрессия смогут поставить обидчика на место.
Как улучшить культуру общения между людьми?
Одним из лучших способов реакции на оскорбления является сохранение спокойствия в ситуациях, когда кто-то говорит с человеком слишком агрессивно. Это не всегда просто сделать, но это необходимо для того, чтобы сберечь нервную систему. Супруги могут оскорблять друг друга из-за того, что остыли чувства или в их жизни появился другой мужчина или женщина. Один из супругов вправе не реагировать на оскорбления другого. Решать проблемы необходимо путем открытого диалога и поиска путей выхода из семейного кризиса.
Офисный коллектив может оказаться не самым приятным местом для работы. Он состоит из таких же нервных людей, которые могут сорваться на коллегах или подчиненных. Но многие обиженные не отдают себе отчета в том, что причина оскорблений может быть и в них самих. Если оскорбляет начальник, то достойный ответ может быть довольно сложной задачей – ведь проявление ответной агрессии может стоить человеку рабочего места, а то и карьеры.
Обиженному необходимо проявлять мудрость и стараться быть выше. Если оскорбляет начальник, с ним следует спокойно поговорить и указать на собственные заслуги, достижения и пользу для компании. Он такой же человек и так же подвержен влиянию негативных чувств, личных проблем и внутренних конфликтов. В глубине души обидчик может ощущать себя глубоко несчастным человеком.
Оскорбления в виртуальном пространстве стали частью повседневной жизни не так давно. Социальные сети — это площадка для выражения своего мнения самыми разными людьми. В отличие от коммуникации в реальном мире здесь можно легко свернуть беседу, не отвечая на сообщения. Убедить обидчика в его неправоте вряд ли получится, поэтому лучший способ перестать «кормить тролля» — просто удалить комментарии и не возвращаться к дискуссии. Но если оскорбления приобретают характер кибербуллинга и наносят ущерб чести и достоинству, то необходимо подключать к делу юристов и правоохранительные органы.
Существует ряд психологических приемов и методик, которые позволяют изменить отношения к обидчикам и не «заводиться» в ответ. Они помогают, прежде всего тому, кто склонен болезненно переживать оскорбления и обиды. Одно из таких упражнений – визуализация стены или сферы, которая окружает человека и делает его неуязвимым. Другое – представить обидчика в виде капризного ребёнка, поведение которого вызывает не агрессию, а сочувствие. Таким образом, существует немало способов сохранить свою нервную систему и вести себя более мудро и достойно по отношению к тем, кто позволяет себе недостойное поведение или высказывания.