Очередной младенец найден в июне в мусорном баке в Кузбассе. В этот раз спасатели опоздали, и мальчик был уже мертв. А вообще и месяца не проходит без сообщения о находках новорожденных в лесу, в общественном туалете, даже в обувных коробках на порогах больниц. А тем временем в России уже несколько лет существуют беби-боксы, куда можно анонимно отнести «ненужного» ребёнка и оставить на попечение врачей и социальных служб. Разбираемся, почему закон о беби-боксах у нас до сих пор оспаривают, как функционируют такие «пункты приема младенцев» и почему они толком не работают.
«Карусель подкидышей» или «окно в жизнь»
Самые первые в истории официальные беби-боксы назывались «каруселью (или колесом) подкидышей». Начали их ставить в крупных городах Италии еще 830 лет назад! Причем основная цель была не гуманное отношение к детям (хотя подавалось все именно так), а стабилизация рождаемости и прирост населения. Сначала у церквей, а затем и у клиник появились особые «палатки»-киоски, где можно было оставить ребёнка, если мать не могла или не хотела растить его сама.
В России эту практику ввел ориентированный на европейские новшества Петр I. Подтолкнул его к идее результат учета рождаемости и смертности россиян: баланс был печален. Оказалось, что в крестьянской среде «приспать» или просто унести и оставить в лесу нежеланного младенца — обычная практика, в особенности для незаконорожденных детей, «прижитых» вне брака.
Указ государя российского от 1715 года гласил: «Дабы таких младенцев в непристойные места не отметывали, а приносили к гошпиталям и клали тайно в окно». Петр I велел также «Избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно». По сути, он создал систему детских домов и способ без огласки и сохранно передавать детей на попечение государства.
Моя прабабушка, 1903 г.р., воспитывалась в Екатерининском детском доме на Васильевском острове. Там были только девочки, получали очень хорошее по тем временам образование, а по окончании уходили в дворянские семьи гувернантками и жили там на правах члена семьи. В 25 лет получали паспорт и могли выйти замуж, уйти, но большинство оставались. Бабуся говорила, что к ним детей подбрасывали. Было окно на первом этаже, в нем лифт, положили ребёночка, позвонили и тикать... Если есть метрика, то вместе клали, но больше безымянные были детки.
Гувернанткой бабуся не стала, случилась революция. Но она стала врачом. Работала в роддоме, в инфекционной больнице, была единственным медиком в деревнях, куда ездила с мужем, открывавшим там школы. Прожила 98 лет, успела увидеть праправнуков. Я не знаю, как она попала в этот детский дом, возможно, через это окно, то есть, бэби-бокс.
Беби-бокс: как выглядит коробка для ребёнка?
Назначение беби-боксов не меняется веками, а вот внешний вид сегодня иной. Это не киоски или лифты в окне. В России беби-боксы выглядят, как ниша в стене с подвешенной люлькой или лежанкой. Там сухо, тепло, и безопасно, даже есть подача кислорода.
Вокруг беби-боксов нет никаких камер, ни фото, ни видео. Анонимность — главное условие таких «окон в жизнь», иначе нет смысла в оборудовании пункта. Как можно «сдать» ребёнка?
Любой человек может открыть дверки, ведущие в нишу, и положить младенца. Через некоторое время (чаще всего — до минуты) двери закроются. Эти несколько десятков секунд нужны, чтобы женщина могла изменить решение, если оно спонтанное. После того, как дверки закрылись:
- они будут заблокированы, и открыть снаружи их уже не удастся;
- персоналу, который обслуживает беби-бокс (роддома, больницы, церкви) будет отправлен сигнал;
- ребёнка заберут и передадут врачам для осмотра, питания и оформления в дом малютки.
Я была с сыном в больнице, когда на крыльцо соседнего Дома малютки подкинули младенчика. В 4 утра. Это был конец июля — начало августа, в Магадане. Холодно и льет, как из ведра. Хорошо, вовремя услышали. Это — картинка ко всяким советам вроде «Не хотела сама отдавать, так оставила б под дверью».
Я всеми руками «за» беби-боксы и за возможность оставить ребёнка в роддоме или в любом детском учреждении без каких-либо карательных последствий, чтобы детей не бросали на ж/д. путях, в лесу, не выкидывали в мусорные баки (у нас было так, что в один день в поселке и в городе в мусорных баках по новорожденному нашли). А в детстве сколько случаев слышали, то трехлитровую банку с засыпанным солью в лесополосе нашли, то уборщица на вокзале в туалете системы «дырка в полу» из этой ямы ребёнка вытащила и усыновила. Там еще мама потом объявилась, когда парень вырос. А он знал эту историю с туалетом, представляете?
В России и в других странах
«Карусели подкидышей» распространены во многих странах, но есть и те, где такой анонимный отказ от ребёнка считается преступлением. Где есть «окна в жизнь»?
- В Австрии беби-боксы называют «детскими сейфами». На государственном попечении дети находятся 6 месяцев, а затем передаются на усыновление. Всего в стране не более десятка «сейфов».
- В Чехии такие устройства на законных основаниях начали устанавливать с 2006 года, на сегодня их около полусотни.
- В Индии первые беби-боксы начали появляться в 1994 году, чтобы снизить количество детоубийств.
- В Венгрии они есть с 1996 года и установлены в 10 городах.
- Во Франции такая система существует с 2003 г. Она прошла процедуру одобрения Европейского суда как не противоречащая Конвенции ООН о правах человека (что не соответствует мнению наших законников).
- В Пакистане установлены сотни беби-боксов, а количество спасенных малышей приближается к 20 тысячам.
- В Италии, «родине» беби-боксов, они то появлялись, то исчезали. Сейчас их патронирует общественная организация «Движение за жизнь».
- В Польше программа была одобрена в 2012 году, есть более 50 беби-боксов.
- В Германии, несмотря на действующую программу, постоянно обсуждаются ее условия. В этой стране нельзя оставлять в беби-боксе малышей старше 3-х месяцев или при наличии врожденных патологий. Некоторые немцы запреты не соблюдают.
- В США есть специальный закон о «безопасной гавани», согласно которому родители могут анонимно отказаться от младенца.
- В Японии ситуация двойственная. Отказываться от ребёнка — преступление, но в регионе Кумамото существует «колыбель аиста», благодаря которой спасено более полусотни детей.
- Беби-боксов нет в Великобритании, оставление ребёнка угрожает тюремным заключением до 5 лет. На деле проводится социальная программа по помощи матерям, официальной передаче на госпопечение при нужде, а срок грозит, только если взрослый пытался намеренно причинить вред ребёнку, оставив в опасной ситуации.
- В Нидерландах беби-боксы находятся вне закона, вместо этого работают социально-медицинские службы помощи матерям в трудной ситуации.
- В соседней с Нидерландами Бельгии оставлять детей тоже нельзя, но можно передать в программу патронажного воспитания.
Как в России?
Первые устройства появились в 2012 году, и до сих пор у них нет полностью законного статуса. Масштабы спасенных детей тоже не велики: за первые пять лет — всего 35 детей. 17 регионов сегодня поддерживают программу «окон в жизнь», лучше всего система работает на Кубани, в Краснодарском крае есть 5 устройств для малышей. В Москве, кстати, ни одного, ближайший к столице беби-бокс установлен в Люберцах. А в Санкт-Петербурге есть роддом, где можно не просто оставить ребёнка, но и анонимно его родить, избежав опасностей домашних родов.
Кубанская малышка из беби-бокса вызвала широкий общественный резонанс. Девочку нашли с запиской, где был указан возраст — 1 месяц и 3 недели — и слова «Прости, малыш, я люблю тебя».
Передача ребёнка таким образом не отменяет возможности вернуть родительские права или передать младенца в семью под попечение родственников. Для этого надо до передачи малыша на усыновление успеть обратиться в органы социальной защиты и подтвердить родство при помощи теста ДНК. Такое может делать как мать, так и отец, и случаи возвращения малышей в родные семьи уже известны.
Дебаты и препоны: нужны ли «колыбели для подкидышей» в России?
Статус беби-боксов до сих пор под вопросом. Хотя у программы есть законодательное основание (Федеральный закон 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка»: статья 15 о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, и статья 14.2 о противодействии торговле детьми), но дебаты не прекращаются. Думские депутаты периодически вносят инициативу о запрете оставления детей анонимно и штрафах для организаторов беби-боксов, указывая на вероятность роста количества «отказников». Хотя в некоторых регионах «колыбели» настолько не востребованы, что об этом росте речи не идет. При этом число найденных на улицах младенцев не снижается. Есть данные, что в отдельных городах намеренно распускаются слухи о видеонаблюдении рядом с «окнами в жизнь» и последующим наказанием женщин.
Когда находят «выброшенного» новорожденного, всех на уши поднимают. Когда нашли тело в мусорке в поселке, к сестре моей подруги приходили, она только что потеряла ребёнка, не доносила беременность. Мать, кстати, нашли. Малолетняя, жила с мужиком, беременность скрывала, к врачам не обращалась и родила дома.
Женщины, большинство, не знают, в каких случаях и какую помощь могут получить. Куда обращаться. Об этом не говорят. С другой стороны, от матери требуют быть матерью, не смотря ни на что. И если не справляешься, тебя ждет общественное порицание. Особенно за отказ. Люди готовы такую «недомать» линчевать. И матери в отчаянии выходят с детьми в окно. Или избавляются от ребёнка опасными для него способами, практически не оставляющими шансов на выживание.
Вроде бы преимущества легализации беби-боксов очевидны: снизится статистика детоубийств, такими устройствами пользоваться несложно и все анонимно, а ребёнок окажется в безопасности и точно выживет. Более того, при горячем желании можно вернуть малыша в семью, доказав родство и убедив соцслужбы в своих намерениях и возможностях его растить.
Но есть и список контраргументов от противников системы. Так, Минздрав считает эту программу опасной и неактуальной: пользоваться беби-боксами чаще приходят те, кто хочет избавиться от котят или щенков. «Любой хулиган», как сообщил глава Миздрава, может вообще что угодно засунуть в колыбельку, вплоть до взрывчатки. Вред может быть нанесен и ребёнка: он окажется один в полной темноте, а персонал не всегда оперативно реагирует на редкие сигналы. Считается, что профилактика при помощи бесед с будущими матерями более эффективна, чем система «окон в жизнь».
На мой взгляд, беби-бокс — неоднозначная возможность отказаться от новорожденного ребёнка. Именно поэтому они и не получили широкое распространение в нашей стране. Я уверена, что гражданам, ведущим аморальный образ жизни, а в большинстве своем именно они так поступают со своими детьми, и в голову не пришло бы отнести своего ребёнка в беби-бокс. Такие «мамочки», как правило, не встают на учет, никак не следят за здоровьем. Им абсолютно плевать на судьбу собственного ребёнка.
Да, возможно эти устройства помогут мамочкам, которые, например, в состоянии глубокой послеродовой депрессии, принесут ребёночка и оставят в тепле и безопасности. И даже, возможно, через некоторое время они осознают свой поступок и захотят вернуть его. Хотя беби-бокс и не предполагает свободного возврата оставленных детей. Поэтому их наличие или отсутствие в населенных пунктах нашей страны, к сожалению, не сможет решить проблему выброшенных в мусорные баки, сливные ямы, замороженных в морозилке детей, именно потому, что рассчитаны на других женщин.
Пока что беби-боксы существуют на полулегальных основаниях. Хотя во времена Петра I они были шагом, позволившим улучшить демографическую ситуацию, в России сегодня даже на фоне тревог о низкой рождаемости в «колыбельки для подкидышей» мало кто верит. Официально 73% населения поддерживают идею беби-боксов, на деле матерей осуждают, а кое-где и запугивают так, что даже проходить мимо многие опасаются. Ряд аргументов как «за», так и «против» доказывает: необходим взвешенный выбор между полной законностью и господдержкой программы или же масштабный запрет с достойной альтернативой. А пока мы не определились, большинство ненужных младенцев оказываются в помойках.