Когда родители обдумывают вопросы воспитания подрастающего чада, им на помощь спешат многочисленные методики раннего развития. Они призваны помочь решить задачу вырастить своего ребёнка умным, талантливым и успешным.
По мнению психологов, грамотное развитие ребёнка предполагает, прежде всего, общение с самыми близкими людьми. Это мама, папа и ближний круг родственников. Именно такое гармоничное общение стимулирует ребёнка двигаться вперед. Школы, методические пособия призваны лишь помочь маме не сбиться с правильного курса. Особенно, если она не имеет психологического или педагогического образования, но очень хочет растить ребёнка, сообразуясь с его ступенями развития.
Поэтому, используя материнский инстинкт, наблюдательность и самое лучшее из различных предложенных методик, любая мама способна вывести идеальную образовательную программу конкретно под своего малыша.
Раннее развитие. О каком возрасте идет речь?
Согласно научным данным, в течение первого года жизни головной мозг малыша развивается примерно на 60%, к трем годам — на 80%, и к семи годам его рост заканчивается. К тому моменту, когда малыш пойдет в школу, будут сформированы основные задатки, заложены многие привычки. Поэтому особое внимание уделяется возрасту от года до трех лет.
Детский психолог, к.м.н. Лариса Суркова отмечает важный момент развития ребёнка этого возраста: у детей до трех лет ведущую роль играет образное мышление. Оно позволяет развивать то, что наиболее важно для ребёнка этого возраста: эмоции, переживания. Новый опыт дает ребёнку, например, звуки грозы и шум моря. Чтение и счет с пеленок психолог считает нецелесообразным. Другое дело, окружение ребёнка приятной музыкой. Считается, что дети, растущие в музыкальном окружении, способны легче переключаться с той или иной негативной эмоции!
Другой важный аспект развития ребёнка — акцент на мелкой моторике. О важности и развитии мелкой моторики сказано многое. Весьма емко отразила ее значение Татьяна Кислинская в названии собственной книги «Гениальность на кончиках пальцев». В книге представлены развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. Книга адресована взрослым, которым выпала радость растить детей и проводить с ними свое свободное время. Занятия будут полезны для развития как здоровых, так и особенных детей. Можно и самой делать массаж пальчиков малыша сверху вниз и ладошек по часовой стрелке. Если такое занятие будет сопровождаться приговариванием любого веселого стишка и улыбкой матери, малыш будет в восторге от такого общения с мамой.
Итак, сделаем краткий обзор традиционных школ раннего развития и выслушаем мнение эксперта.
Методики раннего развития
На первом месте школа Марии Монтессори, одна из основополагающих педагогических практик двадцатого века. Педагог в такой группе не организует деятельность детей, а грамотно предоставляет возможность заниматься с теми материалами, которые придутся ребёнку по душе. Развитию мелкой моторики отделяется большее количество времени. При выборе преподавателя, необходимо узнать, где и как прошел обучение педагог.
Вальдорфская педагогика погружает ребёнка в волшебный мир сказок, народного танца, изобразительного искусства. Практикуются навыки ручного ремесла, а также ведение домашнего хозяйства. Из минусов следует упомянуть, что школа не ставит перед собой целью интеллектуальное развитие. Кроме того, полноценная методика рассчитана на детей с рождения и до окончания школы. Если ребёнок пару лет проживет в абсолютно дружественной среде, а потом перейдет в обычный детский сад или школу, это может обернуться настоящим потрясением и стрессом.
Методика Глена Доманна. Утверждается, чем интенсивнее будет нагрузка на мозг ребёнка в первые годы жизни, тем быстрее развивается интеллект. Использование специальных карточек, которые родитель показывает ежедневно в течение кратких 1-2 секунд, действительно хорошо укрепляет память (к сожалению, лишь кратковременную) и наполняет галерею памяти различными образами. Стоит отметить, методика не подразумевает даже кратких перерывов в занятиях. Двухнедельной паузы может хватить, чтобы стерся значительный объём накопленной таким методом информации.
Методика Зайцева. Имеет весьма спорные отзывы учителей и психологов. Дети учатся чтению отличным от традиционного способом, информация воспринимается по мини-формам или «складам». Результаты, как правило, неплохие — дети действительно быстро овладевают чтением и знаниями. Но впоследствии ребёнок испытывает трудности с традиционной школьной программой. Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда, например, при изучении звуков используются карточки с иной цветовой раскладкой. Дефектологи и логопеды отмечают, что дети, читающие «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания.
Методика семьи Никитиных. К их мнению стоит прислушаться хотя бы потому, что опыт воспитавших семерых детей дорогого стоит. Из недостатков метода можно отметить унифицированный подход, не предполагающий индивидуального отношения к ребёнку. Основные идеи сообразуются с логикой здравого смысла и психологическому комфорту при проживании в многодетной семье:
- Ребёнку представляется полная свобода для познания окружающего мира. Для предотвращения опасных инцидентов родители сами знакомят ребёнка с опасными предметами, позволяя ребёнку потрогать в присутствии взрослого ножницы, горячий чайник, иглы.
- Родитель не должен быть равнодушен к играм, соревнованиям, делам малыша.
- Особое внимание уделяется вопросам здоровья. Приветствуются регулярные закаливающие процедуры, воздушные ванночки. Специальных зарядок и тренировок нет, но ребёнок обязательно должен заниматься тем, чем ему хочется. Использование спортивного комплекса дома.
- Впервые предлагая ребёнку карандаш или ложку, Никитины советуют сразу закрепить предмет в ручке правильно, чтобы предотвратить дальнейшее переучивание.
Комментарий эксперта: Мальцева Инна Александровна, психолог Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне.
Хорошо использовать в воспитании детей элементы из разных школ развития. У каждой из этих школ есть свои недостатки и приоритеты. Ничего нельзя выбрать однозначно!
Следует понимать, ведущий момент развития в психологии раннего возраста от года до 3-х лет — это диадные отношения матери и ребёнка, а точнее, взаимоотношения с собственной матерью. Исходя из этого, основной задачей школы раннего развития является помощь матери в обучении правильному взаимодействию с собственным ребёнком. А уже потом фигурирует его индивидуальное развитие. Общаться со сверстниками полноценно дети в этот период жизни еще не способны.
В основе Монтессори лежит прекрасное развитие мелкой моторики, которая потом дает пуск речевой деятельности. Глен Доман больше ориентировался американский менталитет. А Никитин и его жена в основу взяли педагогические идеи Макаренко: труд — закалка — результат.
Школу Зайцевых можно выделить особо. В их методике уделяется внимание развитию всех психических функций ребёнка одновременно: памяти, мышления, внимания, речи и произвольной деятельности. Однако методика Зайцевых все-таки не рассчитана на усредненных детей, она для одаренных. Вырезать кубики Зайцева очень сложно даже для родителей! Это удается сделать с упорством и мучениями всей семьи.
Также можно выделить школу вальфдорских педагогов: мама присутствует на занятии вместе с ребёнком, помогает ему и поддерживает эмоционально, имеет возможность похвалить за успехи! Вальфдорская школа — типично инклюзивная методика. Предлагается объединить всех, аутистов и нормально развивающихся деток, в то же время с уважением относиться к психическим особенностям каждого ребёнка!
Комментарий руководителя Центра семейного здоровья КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне Анны Георгиевны Тимофеевой.
Я абсолютно согласна с Инной Александровной, нельзя рекомендовать какую-либо одну школу. Каждая из методик имеет свои особенности, и выбор направления раннего развития должен быть осуществлен только после оценки психологом (дефектологом) индивидуальных особенностей малыша, иначе результат будет в лучшем случае нулевым.
Вооружившись мнениями экспертов, сделайте для себя правильный выбор!