Многие родители в стремлении к активному развитию ребёнка допускают много ошибок, форсируя события и приобретая крайне вредные приспособления. В итоге, вместо более активного освоения навыков и прогресса в развитии, они получают обратный эффект. Дети ленятся стоять, делать первые самостоятельные шаги и ходить. Почему так происходит, что родители делают неправильно и как исправить уже совершенные ошибки?
Опасные для развития ребёнка приспособления
Сегодняшние родители идут в ногу со временем, в том числе и в вопросах развития ребёнка. Детская индустрия предлагает для облегчения жизни мам и пап, а также, для «правильного и полноценного развития ребёнка» множество устройств и приспособлений. Но на проверку, далеко не все их них оказываются удобными и реально полезными. Так, в частности, для освоения навыков стояния и хождения, с целью более активного развития ребёнка и его навыков, нередко приобретаются ходунки. Это такое приспособление, состоящее из жесткой рамки-каркаса и колесиков, с особым седлом посередине, в котором и размещается малыш. Модели, как по цене, так и по функциональности бывают различными, но суть их всех едина – в них якобы быстрее осваиваются навыки вертикального передвижения. Но так ли это на самом деле?
В этом устройстве малыш и не сидит и не стоит, так как стопа в них не полностью касается пола. Он в прямом смысле слова висит, опираясь на пах и тазовую зону, и держится руками за края рамки. Функции опоры и равновесия на себя принимает сам каркас устройства. Активизировать развитие ребёнка такое устройство не может, так как оно не дает правильного развития мышц, координации и навыков распределения веса. По данным независимых исследований, проведенных в странах Европы и Америки, те дети, что осваивали навыки без ходунков, показывали даже лучшие результаты, чем те, что были «заключены» в ходунки.
Кроме того, эти устройства жестко критикуют врачи. Они способны нарушать правильное физическое развитие ребёнка, влияя на осанку, формирование органов малого таза и стопы. Особенно негативно они влияют, если их начинают использовать рано, когда малыш еще не научился даже сидеть, не то чтобы стоять или ходить. Они травмоопасны, провоцируют косолапость и плоскостопие. Если родители и решили приобрести данное устройство, сажать в него кроху нужно не ранее 6-8 месяцев и не более, чем на 15 минут в сутки!
Действия родителей, портящие осанку малыша
Нередко можно наблюдать родителей, которые учат детей хождению, задрав их ручки вверх и буквально силой удерживая еле стоящего карапуза на них. Такие действия категорически запрещены, они формируют неправильные стереотипы хождения и негативно влияют на развитие мышц спины (тренируют не те мышечные группы). Кроме того, не готовый к таким ранним нагрузкам позвоночник сильно искривляется, что приводит к нарушениям осанки, а затем и сколиозу. Вместо помощи такими действиями оказывается только вред для малыша.
Важно, чтобы малыш при обучении стоял ровно, не сутулясь и формируя правильную осанку. При нависании над ним и поднятии ручек вверх, вы сами и тело малыша отклоняются вперед, перенося центр тяжести из-за большой головки крохи также вперед. Спина при этом искривляется дугой, что негативно в дальнейшем будет влиять на мышцы, нарушается осанка. Такое положение формирует неправильную установку положения тела и не позволяет адекватно держать равновесие. Кроме того, малыш, который привык ходить, поддерживаемый за ручки с наклоном вперед, будет по привычке это делать и без поддержки родителей, постоянно падая вперед и травмируясь.
Запрещено также потягивать детей вверх, на вытянутых руках, если их первые шаги сопровождаются падениями. Это существенное травмирование суставов, опасное для такого возраста. Дети активно двигаются, что приводит к винтообразному скручиванию тела, перекрещиванию рук и растяжению околосуставных связок. Особенно от этого страдают локтевые суставы. Это в дальнейшем может вести к разболтанности слабости суставных сумок и вывихам.
Если хочется помочь детям?
Если вы хотите помочь своим детям в освоении навыков хождения, делать это нужно правильно. Для этого нужно присесть перед малышом на корточки или колени, вытянуть руки к малышу, на которые он будет опираться своими ладошками. Руки при этом расположены параллельно полу. Это помогает держать ровно спину, правильно ставить ножки и правильно падать, отклоняясь назад, на попку. Такие падения менее травмоопасны. Дети за счет таких движений понимают, что они не упадут вперед, и вы их подстрахуете, легко поймаете. Это придает им уверенности, плюс, они видят ваше выражение лица и слова, которые вы произносите в знак одобрения.
Не нужно длительно поддерживать детей, упражнения должны быть короткими, чтобы он учился ходить сам. Это будет развитием координации и побуждением к уже совсем самостоятельным шагам. Происходить это будет в то время, когда мышцы спины полностью окрепнут и позвоночный столб будет в состоянии выдержать вертикальные нагрузки и удерживать позу тела.
Как помочь в освоении ходьбы?
Активнее и быстрее переходят к ходьбе много ползающие дети, они постоянно нагружают мышцы и тренируют их. Ваша задача, давать ребёнку возможности как можно больше двигаться. Ползать нужно по всей квартире, а не только по ограниченному участку комнаты. Для быстрейшего освоения навыков полезны гимнастика, массаж и плавание, упражнения на фитболе. Кроме того, ребёнку должно быть интересно осваивать хождение. Нужны такие условия, в которых он именно за счет хождения может получить определенные предметы или игрушки, а также активное повторение за родителями и старшими детьми. Зовите малышей за собой, выходя из комнаты, пусть пробуют последовать за вами.
Важно показывать ребёнку во всех ситуациях, что все люди передвигаются на двух ногах, покажите на улице бегающих и ходящих детей и взрослых. Дома также старайтесь больше двигаться с малышом, чтобы он не видел как пример вечно лежащего на диване папу или сидящую за компьютером маму.