Существуют негласные правила и привычки, популярные во многих уголках мира: два выходных в неделю, покупка колец с бриллиантами на помолвку, гендерный подход в выборе одежды для детей и др. Многим кажется, что такие обычаи существовали много веков назад и связаны с историческими событиями. Но это не всегда так. Большая часть таких привычек зародилась не так давно и по вполне обычным причинам. Раскроем некоторые из них.
Кольца с бриллиантами для помолвки
Традиция покупать на помолвку или свадьбу кольца с бриллиантом больше распространена на Западе. Однако в последнее время владельцы российских ювелирных магазинов тоже заметили такую тенденцию. К нам этот романтический обычай перекочевал из Европы ближе к концу ХХ века. Но там он появился тоже не так давно — ближе к 1940-м годам. История его более чем прозаична и не связана с какими-либо таинственными суевериями и легендами. В начале прошлого столетия одна из американских компаний стала мировым монополистом в производстве алмазов и начала сама устанавливать цены на бриллиантовые изделия. Чтобы их дороговизна не отпугивала покупателей, руководители фирмы запустили масштабную рекламную кампанию, призывающую приобретать обручальные кольца с бриллиантами для демонстрации истинной любви и привязанности влюбленных.
Два дня для отдыха в неделю
В большинстве уголков планеты люди трудятся по пять дней в неделю и имеют законный двухдневный отдых. Но так было не всегда. В западном мире долгое время священнослужители имели большую власть, и воскресенье был единственным выходным, потому что на этот день приходились обязательные богослужения. У верующих не было привычки отдыхать по два дня в неделю. Но к концу 19 и началу 20 веков к власти постепенно начали приходить профсоюзы, выступавшие за интересы рабочих. Одно из первых их требований — обеспечить трудящимся полноценный отдых еще на один день.
Гендерный подход к выбору детских вещей
При выборе игрушки для мальчика вряд ли, какая мама предпочтет куклу и детский набор посуды. Практически в каждом детском магазине игрушек есть отделы для мальчиков и для девочек. Но до второй половины 19 века у большинства родителей не было привычки четко разделять детские товары по половому признаку. На протяжении большей части человеческой истории дети играли с одними и теми же игрушками, и никто не задумывался — правильно это или нет. Прежде всего объяснялось это дефицитом самих игрушек. Дети (как мальчики, так и девочки) радовались появлению любой из них.
После 90-х годов ХХ века фабрики игрушек начали устраивать рекламные кампании отдельно для мальчиков и девочек. После этого владельцы магазинов тоже начали разделять свои павильоны по гендерному принципу. Обычно синим цветом обозначали отдел для мальчиков, а красным или розовым — для девочек. Такой подход облегчает выбор товаров. Однако многие психологи утверждают, что в младшем возрасте дети могут играть с игрушками, предназначенными для обоих полов. В этом нет ничего страшного. Так малыш лучше познает мир.
Разгульный день Святого Патрика
С начала марта в Ирландии и во многих западных странах начинают готовиться ко дню покровителя всех ирландцев Святого Патрика. По старинному приданию, он изгнал из страны язычников, и в Ирландии установилось христианство. Официальная дата события — 17 марта. Для большинства людей во всем мире день Святого Патрика — это веселые массовые гуляния в зеленых костюмах, ирландские танцы, пивные фестивали, отдых в кругу друзей, походы в бар или паб. Но такие привычки и традиции завели не сами ирландцы.
Более того, по всей Ирландии вплоть до 70-х годов ХХ века в этот день было запрещено продавать и употреблять алкогольные напитки и шумно праздновать. Ведь день смерти Патрика считали религиозным, священным событием, которое отмечалось под надзором церкви скромно и тихо. Однако к концу ХХ века ситуация изменилась. Историки полагают, что первыми, кто нарушил «сухой закон» в день Святого Патрика, были американцы. После чего употреблять спиртное и устраивать массовые гуляния стали и в других странах.
Привычка улыбаться перед камерой
Первое, что старается сделать большинство людей, позируя на фотокамеру (если, конечно, нужен не официальный снимок), — улыбнуться. Это делает фотографию более яркой, запоминающейся, вызывает положительные эмоции. Однако такая традиция зародилась относительно недавно. В годы самых первых фотопортретов не было привычки улыбаться. Люди, наоборот, старались выглядеть как можно серьезнее. Некоторые исследователи объясняют это тем, что из-за неразвитой стоматологии у многих в прошлые века были плохие зубы. Кто-то полагает, что фотография изначально продолжала традицию живописных портретов, лица на которых тоже редко улыбались.
Похождения детей на Хэллоуин
Большую часть своей истории Хэллоуин относился к христианской религиозной традиции почитания всех Святых. И отмечали его совсем не так весело и ярко, как сегодня. Священники призывали всех отказаться от языческой привычки устраивать маскарадные шествия. Но полностью запретить этот обычай не получилось. К нему добавился еще один: дети, переодетые в костюмы монстров, ходят по домам и просят у взрослых сладости в обмен на спокойствие. Многие думают, что так поступали кельты — зачинатели праздника. Но историки утверждают: «хэллоуинское колядование» возникло только в начале 30-х годов ХХ века, и занимались этим чаще взрослые, чем ребятишки. Но из-за Второй мировой войны обычай исчез и возродился только в 50-е. В то время увеличилось количество голодных и осиротевших детей, для которых Хэллоуин был счастливым шансом найти себе пропитание.
Цвет костюма Санты
Все, кто отмечает католическое Рождество, не представляет праздник без добродушного, пухленького старичка в ярко-красном костюме. Его обожают взрослые и дети, ожидая от него подарков и исполнения желаний. Но образ Святого Николая — прообраза современного Санты — был совсем иным. Как и большинство святых, он носил белые одежды, обшитые золотистыми узорами. В красно-белом костюме он появился относительно недавно — в начале 30-х годов ХХ века. Всему виной — очередная рекламная кампания. На этот раз концерна Кока-Колы. Поскольку в то время все фотографии были черно-белыми, для привлечения внимания покупателей производители напитка решили покрасить костюм Санта-Клауса в красный оттенок. Так родился новый и полюбившийся миллионам образ праздничного персонажа.