Особенности детей с задержкой психического развития определяются в первую очередь видом ЗПР, каждый из которых имеет конкретную симптоматическую картину. На основании этого необходимо выстраивать коррекционную программу, которая поможет ребёнку максимально раскрыть собственные сохранные возможности.
Виды задержки психического развития
В соответствии с данными клинической психологии выделяют следующие виды ЗПР:
- Конституциональный. Нарушения поведения, эмоционально-волевой сферы, а также некоторых психомоторных функций, обусловленные генетически или ставшие результатом нарушения обмена веществ.
- Соматогенный. Нарушения интеллектуального характера в сочетании с пониженной самооценкой и подобными невропатическими расстройствами, а также задержкой речевого развития. Возникает на фоне длительных заболеваний, влияющих как на состояние здоровья, так и на когнитивные способности.
- Психогенный. Расстройства эмоциональной сферы, отсутствие произвольности поведения, патологии личности. Обусловлено проблемной средой, которая окружает ребёнка на ранних этапах развития, в частности – социальным неблагополучием семьи.
- Церебрально-органический. Нарушения интеллекта сочетаются с общей задержкой развития, в том числе органическим инфантилизмом. Вызывается поражением центральной нервной системы при беременности или в родах.
Особенности развития детей с ЗПР проявляются преимущественно в начале школьного обучения. От умственной отсталости дети с задержкой психического развития отличаются возможностью решения задач для своего возраста, умением пользоваться помощью и выполнять другие задания. Однако повышенная утомляемость, быстрое истощение сил в сочетании с недостатком познавательной активности приводит к неуспеваемости в школе. Дошкольное развитие ребёнка с задержкой психического развития характеризуется такими же особенностями.
Принципы обучения детей с ЗПР
Особенности детей с задержкой психического развития определяют необходимость создания специфических условий для их обучения. Это дает ребёнку возможность освоить тот уровень знаний, умений и навыков, который характерен для материала, осваиваемого их сверстниками в обычной школе.
Главным фактором, необходимым для организации учебной деятельности детей с ЗПР, является нормализация учебной деятельности. Устранение импульсивности и неорганизованности позволяет повысить эффективность образовательного процесса, помогает детям научиться планировать собственные действия и привести получаемые знания в систему, которой легко пользоваться в конкретной учебной ситуации.