«Трудный ребёнок» — это не только название всем известного фильма, но и вполне реальная и существующая проблема. Иначе подобное нарушение развития именуется педагогической запущенностью. Чаще всего с этим сталкиваются подростки и их родители: переходный возраст ознаменован не только физиологическими, но и психологическими изменениями. Именно поэтому взрослеющие дети начинают демонстрировать некие поведенческие особенности, позволяющие поставить подобный диагноз. Что же представляет собой педагогическая запущенность и как с ней бороться?
Почему подростки ведут себя подобным образом?
Педагогическая запущенность — это одно из нарушений развития ребёнка, которое обусловлено недостаточным воспитанием и обучением. Для него типично наличие отклонений в поведении, снижения учебной активности и изменения нравственных ценностей и моральных ориентиров. Известно, что подростки мужского пола сталкиваются с этой проблемой гораздо чаще девочек. Педагогическая запущенность нередко встречается среди малышей из детских домов и социально неблагополучных семей, где воспитанию детей уделяется ничтожно малое количество времени. Психические и физические особенности заложены с рождения в форме задатков, реализовать которые помогает определенное воспитание и обучение. Если условия среды, в которой растет ребёнок, не соответствует задаткам, его развитие искажается. К основным факторам, влияющим на это, относят:
- Отношения в социуме
Так называемые «трудные» подростки нередко имеют конфликты с учителями, сверстниками и родными. Выстраиваемая между обществом и личностью стена подталкивает ребёнка искать утешение и понимание в сомнительных группировках.
- Индивидуальные личные особенности
Некоторые люди сильнее подвержены пагубным влияниям. В группу риска входят подростки с отягощенной наследственностью по психическим заболеваниям, а также дети с неустойчивой психикой, склонные к депрессивным состояниям.
- Взаимоотношения в семье
Именно семья является той основой, где малыш получает самый первый социальный опыт, на основе которого базируется восприятие окружающей действительности. Педагогическая запущенность может быть результатом недостаточного внимания со стороны родителей, неблагоприятных условий проживания, частых конфликтов и неправильного воспитания.
- Дефекты образовательной системы
Нередко ошибки в организации образовательного процесса вкупе с неблагоприятными отношениями ребёнка в коллективе приводят к социальной дезадаптации. Неуспеваемость в учебе, а также личностная неуверенность формируются в результате невнимательного отношения к ребёнку, игнорирования его индивидуальных особенностей.
Основные проявления педагогической запущенности
Обычно заподозрить развитие педагогической запущенности несложно. Такие дети значительно отличаются от сверстников: в юном возрасте они отказываются играть в групповые игры, так как не понимают правила и не могут примерять на себя какие-либо роли. Они предпочитают более простые игровые действия, связанные с непосредственным обращением с предметом (кубиками, мячом). Также им проще выстраивать отношения не со сверстниками, а с младшими ребятами. Пациентам свойственна неуверенность, внушаемость и ведомость: такой ребёнок никогда не сможет стать лидером, но довольно легко следует за чужими идеалами и убеждениями, что крайне опасно в подростковом возрасте. Однако это создает и определенные преимущества: психотерапия в таком случае довольно эффективна.
Взрослеющие дети имеют серьезные проблемы при межличностном общении: они часто вступают в конфликты, так как не могут справляться со вспышками ярости и агрессии, предпочитая выражать свои эмоции одним доступным вариантом — действием. Такие подростки в учебном процессе отстают от сверстников, плохо усваивают новую информацию и сложные последовательные алгоритмы. Нередко дети становятся жертвами пагубных пристрастий: употребления алкоголя, наркотических средств и курения. Они склонны игнорировать существующие нормы поведения, вступать в конфликты не только с семьей и ровесниками, но и с органами правопорядка.
Педагогическая запущенность в отсутствии психотерапии прогрессирует довольно быстро, осложняясь социальной. Постоянные ссоры с родителями, учителями и сверстниками, отставание от базовой учебной программы, скудность и бедность интересов и увлечений приводят к отчуждению от общества. Будучи взрослым, такой человек довольно тяжело уживается в коллективе, редко может найти друзей.
Как организовать воспитание детей с педагогической запущенностью?
Воспитание детей с подобными проблемами — довольно тяжелое испытание для родителей. Зачастую все заканчивается обвинениями ребёнка в его несостоятельности, что только усугубляют ситуацию. Прежде всего специалисты рекомендуют пересмотреть свое отношение к проблеме и попытаться стать для подростка тем человеком, которому можно доверить любые тайны и секреты. Ребёнок должен знать, что его любят и поддержат в любой ситуации.
Однако другой стороной монеты является поддержание довольно жесткой дисциплины. Необходимо создать строгий распорядок дня, где большая часть времени будет посвящена учебе и выполнению домашних обязанностей. Также крайне важно расширить спектр интересов ребёнка: для этого можно посетить с ним несколько различных пробных занятий, чтобы выбрать увлечение по душе. Воспитание детей с педагогической запущенностью должно включать не только запреты и ограничения, но и разумные поощрения. Таким образом ребёнок должен обучиться коммуникации в обществе.
Психотерапия и социальная реабилитация
В коррекции педагогической запущенности не обойтись без помощи профессионала. Психотерапия позволяет устранить имеющиеся страхи, рассеянность и несобранность, застенчивость. Также ребёнка научат контролировать свои эмоции, улаживать конфликт словами, а не кулаками. Семейные сеансы позволяют наладить отношения между родственниками и прийти к компромиссам. Социальная реабилитация использует методы коррекции педагогической запущенности через труд и коллективную деятельность. Под контролем наставника ребёнок учится устанавливать взаимоотношения в процессе работы, а также осознает свою нужность и полезность.