Первенцы или младшие дети: кто умнее? Отвечают эксперты

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

За старшими и младшими детьми и их отличиями люди наблюдали давно – не зря у всех народов в сказках есть первенцы, средние и младшие дети. На первых возлагались все надежды, средние в сказках «ни так, ни сяк», а младшие были то Иванами-дураками (которые побеждали зло), то умницами-дочками, справлявшимися со всеми проблемами. А как на самом деле? Ученых этот вопрос заинтересовал еще в позапрошлом веке – и вот что они выяснили.

Чем полезна минеральная вода во время беременности?

Минералка при беременности: как она помогает будущей маме и малышу?

Кто умнее, здоровее и успешнее в жизни?

Кто умнее, здоровее и успешнее в жизни?

Первым исследователем разницы между детьми в семье стал сэр Френсис Гальтон, ученый-психофизиолог XIX-XX веков. Свои наблюдения он изложил в книге «Наследственный гений». Их потом не раз перепроверили, и в начале 70-х годов прошлого века наконец исследование стало массовым.

В Нидерландах Лилиан и Маролл Бельмонт провели обследование более 350 тысяч жителей, в те времена – еще без применения компьютера! Они сравнили уровень интеллекта, особенности характера и жизненного пути сиблингов – братьев и сестер из одной семьи. Их научный подвиг повторили только в этом веке, сравнивая те же характеристики в Университете г. Лейпциг: в исследовании приняло участие около 20 тысяч человек из Германии, Великобритании и США. И оказалось, что Гамильтон действительно был прав!

  • Первые дети в семье действительно немного умнее. Гамильтон это выявил еще до появления текста на интеллект и самого понятия IQ. Так вот у первенцев IQ чуть выше – на 1,5-2,5 пункта – чем у вторых детей. У вторых, кстати, выше, чем у третьих, и так далее. Еще у старших детей больше словарный запас и обширнее эрудиция.
  • Кроме того, успех первенцев в карьере, получении образования и устройстве в жизни тоже несколько выше. Они чаще получают высшее образование, занимают более высокие должности.  
  • При этом, что интересно, младшие дети раньше обучаются навыкам чтения и счета и легче учатся в школе. Кстати, исследование ученых из США подтвердило, что самая важная методика раннего развития, которая помогает хорошо учиться в школе – это получение социальных навыков. Если ребёнок много «общается» с другими людьми до полутора лет, за отметки в начальных классах можно не беспокоиться. Однако чувство ответственности – за свое образование и работу, за семью – у младших детей развито меньше. Поэтому они раньше покидают родительское гнездо и реже стремятся занять более высокую должность.
  • А еще у тех, кто родился не первым ребёнком, лучше здоровье: они реже страдают от сахарного диабета 1 типа, более устойчивы к респираторным вирусным инфекциям и т. д.

Есть ли этому объяснение?

С иммунитетом против ОРВИ все довольно просто: младшие дети растут обычно рядом со старшими и обычно успевают «наработать» иммунную защиту раньше. Так же, впрочем, будет происходить и в том случае, если рядом не родная сестра или брат, а другие дети – например, в расширенной семье с дядями и тетями. А что с интеллектом?

С интеллектом, как выясняется, примерно та же ситуация. Не так важно, каким по счету ребёнок появился на свет. Важно, какую социальную роль он выполняет в семье. Например, в тех случаях, когда первенец имеет серьезное заболевание, особенности развития или умирает, его место в социальной схеме семьи занимает второй по старшинству ребёнок – и тогда он оказывается умнее последующих (и первенца тоже, даже в тех случаях, когда его болезнь не влияет на уровень интеллекта).

Факт!

Основное различие – в том, что первые базовые знания об устройстве мира старший ребёнок получает от взрослых членов семьи. А вот следующие дети их впитывают не только от родителей, но и от первенца – а он менее компетентен, чем взрослые, и знаний у него меньше. Зато из-за того, что старшему ребёнку приходится постоянно что-то объяснять младшим, он сам развивается быстрее.

Каждый последующий ребёнок получает все меньше внимания родителей – оно не бесконечно. Кроме того, часть забот взрослых перекладывается на старшего ребёнка – и он растет более ответственным и целеустремленным.

И опять же, если уход за младшим доверяют не старшему, а среднему ребёнку – например, если старший уже вырос и покинул дом – то более ответственным вырастет средний.

Не только порядок рождения: что еще влияет на детей?

Не только порядок рождения: что еще влияет на детей?

Но на развитие и интеллект ребёнка влияют и другие факторы. Недостаточно просто родиться первым, чтобы стать самым умным среди сиблингов. Что еще важно?

  • Уровень доходов, образования и социальный статус семьи

Чем больше в семье денег – тем больше возможностей. И чем более высок уровень образования у родителей, тем умнее их дети. И это не генетика, а вопрос передачи знаний между поколениями. Понятно, что если взрослые игнорируют ребёнка и им не занимаются, то будь они хоть Нобелевскими лауреатами, он, скорее всего, дотянется только до уровня няни.

Кстати, известный «зефирный тест», в котором детям по умению выждать 15 минут и не съесть сладость предсказывали успешность в будущем, не подтвердился при повторном исследовании именно по причине неучтенной разницы в благосостоянии семей. Как оказалось, в первом случае зефир съедали те дети, у которых он на столе появлялся нечасто – и у них же было меньше шансов получить хорошее образование и поддержку в карьере из-за более низкого социального статуса семьи.

  • Возраст родителей.

Хотя кажется, что у молодых мам должны появляться на свет более умные дети – потому что ресурсы организма позволяют выносить плод самым лучшим образом, на самом деле вопрос не столько в биологии. У более зрелых мам среднего возраста дети имеют более высокий уровень интеллекта. Такие женщины, как правило, лучше подготовлены к роли матери, имеют больше ресурсов – финансовых, временных, эмоциональных – чтобы заниматься детьми. К отцам это все тоже относится. И хотя здоровье детей в поздних родах может быть хуже, но вот развитие – лучше.

Порядок рождения и характер ребёнка: есть ли связь?

Понятно, что мы все разные – даже в ненаучном гороскопе есть целых 13 созвездий-характеров (да-да, 13: не так давно открыли новое созвездие Змееносец, из-за которого даты знаков зодиака сдвинулись). А уж пытаться описать характер старшего и младшего ребёнка и того сложнее. Однако все же есть определенные черты, присущие первым, вторым и третьим детям в семье.

  • Первые дети обычно отличаются более высоким чувством ответственности, преданности, они надежны и нередко выбирают профессию из тех, где надо помогать другим и взаимодействовать с людьми: врача, учителя, воспитателя, юриста и т. д.
  • У вторых детей больше внимания и опеки – а также стремления к свободе и творчеству, отделения от старших – родителей и первенца. Они легче учатся – но при этом их реже заботит карьера. А профессиональный выбор часто отдается творческим профессиям и отсутствию четкого режима рабочих часов. Так, правда, происходит в том случае, если в семье не появляется третий малыш.
  • Третьи дети, как правило, самые балованные. На них родительского воспитательного пыла почти не хватает – и занимаются ими больше братья и сестры. Все это приводит к развитию различных талантов и одаренности, однако в сочетании с неусидчивостью, непоследовательностью, недостаточной ответственностью. Зато они умеют и любят быть в центре внимания окружающих и отлично с ними взаимодействуют (вплоть до умения манипулировать).

Но не стоит думать, что для идеальных детей нужно рожать только в зрелом возрасте, причем только первенцев (вторых, третьих) или заводить еще одного ребёнка для того, чтобы второй вырос более ответственным. Как мы теперь понимаем из результатов исследований, все дело – во внимании родителей, в том количестве опеки, которая перекладывается на плечи старших детей. Так что оптимальный вариант – позволять старшему ребёнку больше «детства», а младшим давать больше внимания и ответственности. А для того, чтобы все дети росли умными, займите их фитнесом для мозга: в нашей статье мы собрали 25 упражнений, повышающих IQ: они понравятся и взрослым, и маленьким!


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Фолиевая кислота при беременности: пить или не пить?

Фолиевая кислота назначается всем женщинам во время беременности. Почему она так необходима?

Чем полезна минеральная вода во время беременности?

Минералка при беременности: как она помогает будущей маме и малышу?

Как помочь ребёнку перестать отвлекаться и сконцентрировать внимание

Как долго ребёнок должен уметь концентрироваться на заданиях и как развить эту способность? Советы экспертов.

Как выбрать средство для интимной гигиены

Уход за интимной зоной играет немаловажную роль в поддержании женского здоровья. Какие средства наиболее эффективны в этом деле?

Кашель до рвоты у детей

Кашель у детей неприятен сам по себе, если же он такой сильный, что провоцирует рвоту, это опасно вдвойне. В чем причины этого состояния?

Дарсонваль для омоложения

Женщины мечтают о том, чтобы море молодости не иссякло никогда. Для этого они готовы на многое. Даже если для омоложения потребуется электрический ток.

Укропная вода или капли с симетиконом: колики у малыша

Нередко при устранении колик у малышей раннего возраста применяют укропную воду или капли с симетиконом, что лучше?

Какие витамины нужны женщинам

Какие витамины нужны для женского здоровья и как их получить с едой?

8 эффективных советов, как больше не терять волосы

Теряете волосы? Это может произойти по разным причинам, но есть способы улучшить их здоровье и красоту.

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 28.07.2021 08:58
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Measuring success: Within and cross-domain predictors of academic and social trajectories in elementary school. / Amy Pace, Rebecca Alper, Margaret R. Burchinal, et al. // Early Childhood Research Quarterly 2018. May
Birth order, intellectual competence, and psychiatric status / Belmont L. // Journal of Individual. Psychology 1977 33
Порядок рождения и когнитивное развитие сиблингов / Алексеева О.С. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008 N 2(2)

Читайте также

Интересные идеи для завтрака: простые рецепты для ребенка
Не знаете, что приготовить ребенку на завтрак? Мы подскажем несложные рецепты полезных блюд для утренней трапезы на любой вкус.
Как сделать прически для девочек на средние волосы в домашних условиях
Мы подобрали самые интересные прически для девочек, которые вы легко сможете повторить самостоятельно.
«Детский» тип волос и как за ними ухаживать
Детские волосы: особенности ухода. Что делать, если ребенок принес домой вшей?
Не захвалить: как правильно хвалить ребенка и надо ли это делать?
Не говорите ребенку, что он умный. Хвалите детей правильно: рассказываем, как.
Гид по детской обуви: как ее правильно выбирать?
Выбираем первые туфли и ботиночки: как не навредить малышу?
10 причин почему ребенок плачет и что с ними делать
Как разобраться в детских криках и как наконец успокоить ребенка: гид для родителей.