За старшими и младшими детьми и их отличиями люди наблюдали давно – не зря у всех народов в сказках есть первенцы, средние и младшие дети. На первых возлагались все надежды, средние в сказках «ни так, ни сяк», а младшие были то Иванами-дураками (которые побеждали зло), то умницами-дочками, справлявшимися со всеми проблемами. А как на самом деле? Ученых этот вопрос заинтересовал еще в позапрошлом веке – и вот что они выяснили.
Кто умнее, здоровее и успешнее в жизни?
Первым исследователем разницы между детьми в семье стал сэр Френсис Гальтон, ученый-психофизиолог XIX-XX веков. Свои наблюдения он изложил в книге «Наследственный гений». Их потом не раз перепроверили, и в начале 70-х годов прошлого века наконец исследование стало массовым.
В Нидерландах Лилиан и Маролл Бельмонт провели обследование более 350 тысяч жителей, в те времена – еще без применения компьютера! Они сравнили уровень интеллекта, особенности характера и жизненного пути сиблингов – братьев и сестер из одной семьи. Их научный подвиг повторили только в этом веке, сравнивая те же характеристики в Университете г. Лейпциг: в исследовании приняло участие около 20 тысяч человек из Германии, Великобритании и США. И оказалось, что Гамильтон действительно был прав!
- Первые дети в семье действительно немного умнее. Гамильтон это выявил еще до появления текста на интеллект и самого понятия IQ. Так вот у первенцев IQ чуть выше – на 1,5-2,5 пункта – чем у вторых детей. У вторых, кстати, выше, чем у третьих, и так далее. Еще у старших детей больше словарный запас и обширнее эрудиция.
- Кроме того, успех первенцев в карьере, получении образования и устройстве в жизни тоже несколько выше. Они чаще получают высшее образование, занимают более высокие должности.
- При этом, что интересно, младшие дети раньше обучаются навыкам чтения и счета и легче учатся в школе. Кстати, исследование ученых из США подтвердило, что самая важная методика раннего развития, которая помогает хорошо учиться в школе – это получение социальных навыков. Если ребёнок много «общается» с другими людьми до полутора лет, за отметки в начальных классах можно не беспокоиться. Однако чувство ответственности – за свое образование и работу, за семью – у младших детей развито меньше. Поэтому они раньше покидают родительское гнездо и реже стремятся занять более высокую должность.
- А еще у тех, кто родился не первым ребёнком, лучше здоровье: они реже страдают от сахарного диабета 1 типа, более устойчивы к респираторным вирусным инфекциям и т. д.
Есть ли этому объяснение?
С иммунитетом против ОРВИ все довольно просто: младшие дети растут обычно рядом со старшими и обычно успевают «наработать» иммунную защиту раньше. Так же, впрочем, будет происходить и в том случае, если рядом не родная сестра или брат, а другие дети – например, в расширенной семье с дядями и тетями. А что с интеллектом?
С интеллектом, как выясняется, примерно та же ситуация. Не так важно, каким по счету ребёнок появился на свет. Важно, какую социальную роль он выполняет в семье. Например, в тех случаях, когда первенец имеет серьезное заболевание, особенности развития или умирает, его место в социальной схеме семьи занимает второй по старшинству ребёнок – и тогда он оказывается умнее последующих (и первенца тоже, даже в тех случаях, когда его болезнь не влияет на уровень интеллекта).
Факт!
Основное различие – в том, что первые базовые знания об устройстве мира старший ребёнок получает от взрослых членов семьи. А вот следующие дети их впитывают не только от родителей, но и от первенца – а он менее компетентен, чем взрослые, и знаний у него меньше. Зато из-за того, что старшему ребёнку приходится постоянно что-то объяснять младшим, он сам развивается быстрее.
Каждый последующий ребёнок получает все меньше внимания родителей – оно не бесконечно. Кроме того, часть забот взрослых перекладывается на старшего ребёнка – и он растет более ответственным и целеустремленным.
И опять же, если уход за младшим доверяют не старшему, а среднему ребёнку – например, если старший уже вырос и покинул дом – то более ответственным вырастет средний.
Не только порядок рождения: что еще влияет на детей?
Но на развитие и интеллект ребёнка влияют и другие факторы. Недостаточно просто родиться первым, чтобы стать самым умным среди сиблингов. Что еще важно?
- Уровень доходов, образования и социальный статус семьи
Чем больше в семье денег – тем больше возможностей. И чем более высок уровень образования у родителей, тем умнее их дети. И это не генетика, а вопрос передачи знаний между поколениями. Понятно, что если взрослые игнорируют ребёнка и им не занимаются, то будь они хоть Нобелевскими лауреатами, он, скорее всего, дотянется только до уровня няни.
Кстати, известный «зефирный тест», в котором детям по умению выждать 15 минут и не съесть сладость предсказывали успешность в будущем, не подтвердился при повторном исследовании именно по причине неучтенной разницы в благосостоянии семей. Как оказалось, в первом случае зефир съедали те дети, у которых он на столе появлялся нечасто – и у них же было меньше шансов получить хорошее образование и поддержку в карьере из-за более низкого социального статуса семьи.
- Возраст родителей.
Хотя кажется, что у молодых мам должны появляться на свет более умные дети – потому что ресурсы организма позволяют выносить плод самым лучшим образом, на самом деле вопрос не столько в биологии. У более зрелых мам среднего возраста дети имеют более высокий уровень интеллекта. Такие женщины, как правило, лучше подготовлены к роли матери, имеют больше ресурсов – финансовых, временных, эмоциональных – чтобы заниматься детьми. К отцам это все тоже относится. И хотя здоровье детей в поздних родах может быть хуже, но вот развитие – лучше.
Порядок рождения и характер ребёнка: есть ли связь?
Понятно, что мы все разные – даже в ненаучном гороскопе есть целых 13 созвездий-характеров (да-да, 13: не так давно открыли новое созвездие Змееносец, из-за которого даты знаков зодиака сдвинулись). А уж пытаться описать характер старшего и младшего ребёнка и того сложнее. Однако все же есть определенные черты, присущие первым, вторым и третьим детям в семье.
- Первые дети обычно отличаются более высоким чувством ответственности, преданности, они надежны и нередко выбирают профессию из тех, где надо помогать другим и взаимодействовать с людьми: врача, учителя, воспитателя, юриста и т. д.
- У вторых детей больше внимания и опеки – а также стремления к свободе и творчеству, отделения от старших – родителей и первенца. Они легче учатся – но при этом их реже заботит карьера. А профессиональный выбор часто отдается творческим профессиям и отсутствию четкого режима рабочих часов. Так, правда, происходит в том случае, если в семье не появляется третий малыш.
- Третьи дети, как правило, самые балованные. На них родительского воспитательного пыла почти не хватает – и занимаются ими больше братья и сестры. Все это приводит к развитию различных талантов и одаренности, однако в сочетании с неусидчивостью, непоследовательностью, недостаточной ответственностью. Зато они умеют и любят быть в центре внимания окружающих и отлично с ними взаимодействуют (вплоть до умения манипулировать).
Но не стоит думать, что для идеальных детей нужно рожать только в зрелом возрасте, причем только первенцев (вторых, третьих) или заводить еще одного ребёнка для того, чтобы второй вырос более ответственным. Как мы теперь понимаем из результатов исследований, все дело – во внимании родителей, в том количестве опеки, которая перекладывается на плечи старших детей. Так что оптимальный вариант – позволять старшему ребёнку больше «детства», а младшим давать больше внимания и ответственности. А для того, чтобы все дети росли умными, займите их фитнесом для мозга: в нашей статье мы собрали 25 упражнений, повышающих IQ: они понравятся и взрослым, и маленьким!