Каждый ребёнок — маленькая Вселенная, со своими потребностями, вкусами и желаниями. Внимательный родитель обязан знать многие подводные камни в детской системе воспитания, если хочет направить внутренние потребности своего чада в нужное русло. Нет смысла объяснять, что то или иное действие должно происходить ради светлого будущего сына или дочери. Следует подать важную информацию так, чтобы маленький человек сам захотел учиться лучше без принуждения и без долгих, пространных бесед о его нерадивости.
Участие в школьных Олимпиадах
Школьная олимпиада — это добровольно-принудительное мероприятие, призванное развивать в детях дух соперничества, желание быть первым в той или иной области. В реальной жизни подобные соревнования носят подчас принудительный характер — на участие отбираются отличники без особого на то их согласия.
Некоторые юные математики или филологи могут скатываться на «тройки» или теряют веру в собственные силы. Связан такой фактор с различными характерами успешных детей. Это следует учитывать и учителям, и родителям. Психологи разделяют отличников на 4 группы-вектора:
- «Кожные» дети. Ребёнок такого типа практичен, участвует в соревнованиях и конкурсах ради определенного материального подтверждения своего лидерства. Он ценит свое время и ничего не делает бесплатно. Мотивировать этого ученика следует чем-то, что он может взять в руки.
- Дети с «анальным» вектором. Очень чувствительны к похвалам близких и словесному признанию своего успеха. Ребёнок с таким характером согласится участвовать в конкурсе или на олимпиаде за грамоту или доброе слово от классного руководителя на классном собрании.
- «Зрительные» дети. Постоянно находятся в поиске новых впечатлений, ярких эмоций. Если победа на соревновании обещает поездку в популярный лагерь, знакомство с новыми людьми, то такой ребёнок с большим рвением возьмется за подготовку к мероприятию.
- Дети с «уретральным» вектором. Особый тип детской психики, который не проймешь авторитетом среди учеников или новым айпадом. Новые вершины не привлекают такого ребёнка. Его можно сдвинуть с места лишь чувством долга, высокой ответственностью за что-то или кого-то. Олимпиада только в том случае станет для него важным мероприятием, если основным мотивом принуждения будет мотивация вроде «кроме тебя никто не справится».
Любой конкурс или олимпиада позволяют каждому участнику пережить новые впечатления, повышают его самооценку и способствуют желанию развиваться дальше, преодолевая все новые преграды.
Влияют ли занятия творчеством на успеваемость?
Естественно, влияют. Здесь важно не переусердствовать и не реализовывать собственные амбиции за счет возможностей любимого чада. Важно определить, что приносит ученику максимальное удовлетворение — танцы, пение, рисование или поделки. Недопустимо заставлять сына заниматься авиамоделированием, если ему нравится танцевать. Или настаивать на учебе дочери в музыкальной школе, если ей хочется вязать крючком. Занятие любимым делом приносит человеку удовлетворение его творческого потенциала, и к детям этот постулат имеет непосредственное отношение.
В жизни школьника слишком много обязательных требований — школьные занятия, помощь по дому, выполнение уроков. Именно творчество позволяет отдохнуть от постоянного «надо». В данном случае родители обязаны создать все необходимые условия для любимого занятия — это поможет наладить контакт с сыном или дочерью. Тогда появится возможность «достучаться» до него и объяснить, что увлечение требует разносторонних знаний, поэтому общеобразовательные предметы следует знать.
Каким должен быть хороший репетитор?
Хорошему преподавателю мало знать свой предмет досконально. Репетитор должен уметь не только восполнить пробел в школьных знаниях, но и подать информацию таким образом, чтобы школьник усвоил закономерность науки. Знание педагогических основ работы с детьми поможет учителю найти подход к отстающему ученику.
Опытный репетитор на первом собеседовании с работодателями не станет акцентировать внимание на своих заслугах и ругать своих школьных коллег по поводу их низкой квалификации. Он обязательно поинтересуется характером своего нового ученика — замкнут ли он, общителен ли, скрытен или наоборот, слишком доверчив. И конечно же, захочет познакомиться с ребёнком, чтобы совместно с родителями выработать тактику общения. Специалист высокого класса, спасший от постоянных двоек соседского сына, может оказаться бессильным в работе с капризным упрямцем, не желающим сидеть и решать нудные задания, которые надоели ему еще в школе. Опытный репетитор сможет заинтересовать маленького сорванца, для него не должно быть трудных или простых детей.
Профессионалы своего дела всегда имеют в арсенале педагогические уловки, позволяющие решить проблему и сдвинуть с мертвой точки ситуацию. К тому же, он всегда будет подстегивать родителей ученика, время от времени сообщая им об успехах или пропусках ребёнком занятий. Это заставит даже самых занятых трудоголиков уделить своему чаду больше внимания, заставит их отнестись к занятиям более ответственно и не перекладывать заботу о будущем сына или дочери исключительно на плечи репетитора.
Роль родителей в воспитании ребёнка
Дети копируют своих родителей, они — их миниатюрный вариант, по крайней мере, в младшей возрастной группе. Если папа отмахивается от хорошего образования, мотивируя это собственными нереализованными профессиональными навыками, сын также будет относиться к учебе «спустя» рукава. И наоборот, внимательный родитель станет поощрять успехи своего чада ласковым словом, дружескими объятиями, совместным походом или другим видом отдыха.
Немаловажным фактором успеваемости школьника остается доброжелательная обстановка в семье — ребёнок остро реагирует на малейшие признаки родительского неблагополучия. Он остро переживает сложность создавшейся ситуации, собственную несостоятельность в этом отношении. Это может привести к внезапной потере интереса к занятиям, невнимательности на уроках или даже к заболеванию. К сожалению, родители не всегда обращают внимание на микроклимат в семье, считая, что ребёнок для собственного благополучия должен быть здоров, накормлен и обут. Материальное благосостояние, бесспорно, важно, но последствия от эмоционального дисбаланса у ребёнка порой гораздо сильнее и для их устранения понадобится не только много сил, но и времени.