25.11.2017 1816

Сложные отношения с оценками у ребенка

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Школьные отношения занимают большое место в жизни современных детей и их родителей. Сейчас, когда важность качественного образования очевидна для всех в обществе, успеваемость ребенка многими родителями зачастую воспринимается как качественная оценка своих воспитательных способностей. Плохие оценки в дневнике или недовольство учителя воспринимаются как личный крах. Как же на самом деле стоит относиться к школьным успехам ученика?

Оценка не ребенка, а знаний

Каждое следующее поколение родителей не похоже на предыдущее, каждое поколение детей растет в новых бытовых и цивилизационных условиях. Тем не менее, практически все родители сравнивают свое детство с детством своего ребенка, и обычно в результате таких сравнений появляются претензии. Современные дети избавлены от большого количества работы по дому, им почти никогда не навязывается общество младших родственников, они не сталкиваются с проблемой отсутствия качественной одежды или игрушек на любой вкус. Все, чего хотят от них родители — это хорошая учеба. Для этого создаются все условия: родители подбирают подготовительные дошкольные программы, находят дополнительные развивающие занятия, ищут интересные пособия, тщательно выбирают понимающего и сильного учителя. Но далеко не всегда успеваемость ребенка радует.

Понять беспокойство родителей можно. Сами они в свое время прошли по пути, на котором смогли в полной мере оценить важность получения качественного образования. Многие помнят свою ответственность в детстве — как важно было получение хорошей отметки, как старались быть лучшими в классе по каким-либо предметам. Их больше расстраивают даже не плохие оценки в дневнике у ребенка, а его безразличие к учебе. Вроде все было сделано, чтобы помочь учиться, но ребенку все равно, и он не готов стараться ради пятерки. Бывает и противоположная ситуация — когда ребенок настолько зациклен на хороших отметках, что неуспех ввергает его в настоящую истерику. Это тоже повод для переживаний родителей.

В контакте с учителем

В контакте с учителем

Здесь важно вспомнить о том, что качественное решение всех школьных проблем возможно только в тесном контакте с классным руководителем или наиболее значимым для ребенка учителем. Именно этот специалист контролирует обучение ученика, он может раскрыть для родителей такие стороны школьной жизни, которые вообще не очевидны со стороны. Например, очень часто успеваемость падает из-за того, что у ребенка появился конфликт с кем-то из одноклассников. Даже если отношения с классом давно налажены — это не дает гарантию отсутствия критических ситуаций. Дети растут, их отношения меняются. И вовсе не всегда о таких личных моментах хочется рассказывать родителям, а учитель может повлиять на ситуацию деликатно и изнутри.
Может быть, проблемы носят академический характер, и ребенку в самом деле с трудом дается какой-либо предмет. Это может быть никак не связано со старательностью самого ученика — специалисты отмечают, что в последние годы сильно выросли показатели статистики по детям, имеющим логопедические проблемы, проявляющиеся именно в ходе школьного обучения. В этом случае ребенку будет нужна дополнительная помощь узких специалистов. Учитель даст свои рекомендации, а кроме этого, с ребенком побеседует психолог, который сейчас есть в каждой школе, и возможно, будет назначен консилиум с привлечением логопеда.

Здесь родители обязательно должны учитывать не столько академическую, сколько психологическую составляющую вопроса. Все дети приходят в школу с одинаково горящими глазами — они хотят учиться и готовы добывать знания. Но с появлением первых трудностей этот боевой задор пропадает, и происходит это, в том числе, вследствие падения самооценки. Ребенка постигают первые неудачи и он делает вывод: все равно учиться хорошо у меня не получится, если я не могу справиться даже с простыми вещами — не стоит и стараться. Очень важно, чтобы родители дали ему понять: плохая успеваемость — это не вина, и не качество самого ребенка. Это просто ситуация, над которой надо работать, и которую можно исправить общими усилиями.

Разные дети в классе

Успеваемость одноклассников зачастую становится гораздо большим испытанием на прочность для родителей, чем для самих детей. Особенно сильно бушуют страсти, если мама или папа решат, что кому-то завышают оценки. Почему Вася получил пятерку, а мой Коля при похожих знаниях — только четыре? Несправедливо! К каким именно некорректным действиям может привести такое праведное возмущение — остается только гадать. Но на самом деле, заинтересованные в качественном образовании своего ребенка родители должны вовремя остановиться и подумать о главном.

А главное в данной ситуации — это именно знания их ребенка. Именно за ними ребенок ходит в школу, и отметка в дневнике — только еще один инструмент, позволяющий эти знания оценить. Уровень знаний легко проконтролировать вопросами по теме и экспресс-тестами прямо в домашних условиях. Если с ним все в порядке, то переживать об отметках нет никакого смысла.

Иногда бывает даже лучше, когда учитель предъявляет к ученику завышенные требования. Это не пустые придирки — это повод довести уровень знаний действительно до блестящих высот, когда никакие придирки не будут состоятельны. Качественная четверка стоит гораздо дороже, чем незаслуженно выставленная пятерка. Если Вася получил высшую отметку просто так, это послужит прикрытием его проблем в знаниях и в итоге станет минусом, а не плюсом. Эту проблему ему еще придется решать с его родителями. А родители Коли пока пусть радуются, что их сын в самом деле получает хорошее образование. В конце концов, всегда можно обратиться к учителю за разъяснениями политики выставления отметок.

Родителям следует принять меры

Родителям следует принять меры

В целом, основные рекомендации родителям по поводу оценок можно свести к двум простым рекомендациям: не волнуйтесь и общайтесь чаще с учителем. Но есть ситуации, когда и в самом деле школьные отметки могут быть