В жизни перед каждым человеком стоят личные и профессиональные задачи различной сложности, его окружают приятные и не совсем импонирующие ему люди, происходят плохие и хорошие события — все эти перепады способны вызывать стресс. Местом, наиболее способствующим развитию эмоционального истощения, является работа. Не исключено, что взрослый человек может испытывать стресс и в свободное от дел время, общаясь с близкими людьми дома, а представители более юного возраста, когда возникают сложности во взаимоотношениях с родителями или сверстниками. Но такие конфликты и трудности поддаются решению в силу того, что в личной жизни проще отстаивать свою позицию, расширять и сужать круг общения или совсем прекращать отношения. На работе же все вынуждены придерживаться определенных рамок и субординации: уйти и хлопнуть дверью получится только один раз — перед увольнением.
Причины возникновения стресса на работе
Люди ежедневно подвергаются давлению и не всегда справедливым упрекам со стороны начальства, испытывают дискомфорт от злословия коллег или от конкуренции со стороны сотрудников, строящих карьеру и идущих при этом «по головам» и т.д. Если у человека нет возможности сменить рабочее место, или проблемы возникают в каждой организации и в любой должности, стоит пересмотреть и свое поведение, и восприятие ситуации.
Стресс на работе может возникать по различным причинам. Распространенная и не всегда легко решаемая проблема — неправильно выбранная профессия или должность. Когда человек не ощущает удовлетворения от проделанного труда, не видит в нем никаких интересных и приятных моментов, развивается внутреннее неудовлетворение от работы, которое постепенно растет и все больше беспокоит человека, иногда это происходит на бессознательном уровне.
Связано это с тем, что люди часто выбирают профессию, исходя из рекомендаций родителей и учителей, советов знакомых и, потратив на обучение не один год, вложив в него много труда, а иногда и денег, им трудно признать, что работа неподходящая и нужно начать все практически сначала. В случае если профессиональные качества работника не соответствуют требованиям — это будет вызывать у него постоянные переживания и формировать неуверенность в себе. Такое часто происходит с молодыми сотрудниками, молодой возраст и отсутствие практики на некоторое время ставят их на ступень ниже опытных работников.
Иногда требования изначально завышены, и с ними не справиться несмотря ни на какие старания. Мотивация всегда влияет не только на качество работы, но и на личное удовлетворение от работы каждого сотрудника. Если человек прилагает большие усилия, но при этом не получает ни финансовой стимуляции, ни морального вознаграждения в виде позитивной оценки деятельности со стороны начальства, не растет в должности, то это спровоцирует хроническую усталость, депрессию и постоянный стресс.
Поскольку человек — это существо социальное, то на нем сильно сказываются доброжелательные и напряженные отношения с коллегами и начальством. Нарушение норм эргономики также один из факторов, способствующих возникновению стресса: неправильно обустроенное рабочее место негативно сказывается на физическом и эмоциональном здоровье человека. Отсутствие достаточного количества свободного времени, недостаток отдыха и сна, переутомление, личные и семейные проблемы также вызывают перенапряжение.
Дружба или война: как достигнуть компромисса в спорном вопросе?
Каждый человек реагирует по-разному, когда происходят конфликты на рабочем месте. Реакция на происходящее зависит от жизненного и профессионального опыта, темперамента, стрессоустойчивости. Важно уметь отделять личные и рабочие отношения. Даже если между работниками ранее возникла дружба, то это не означает, что решать вопросы можно фамильярно. Следует отталкиваться, прежде всего, от интересов общего дела, помнить о субординации, обязанностях и ответственности. Не стоит поддаваться желанию уступить ради завершения конфликта или, наоборот, настаивать на своем, если допустил ошибку, считая, что коллега по-дружески может не обратить на нее внимание.
Именно по причине того, что личные отношения часто трудно отделить от профессиональных, многие предпочитают не заводить дружбу или романы с коллегами. Если между конфликтующими сторонами связи сугубо рабочие: между коллегами, или между сотрудником и его начальником, то решить конфликт несколько проще. Стоит обозначить свою позицию, выслушать оппонента и спокойно предложить путь решения проблемы. Если договориться не получается, то можно обратиться для разрешения конфликта к третьей стороне. Важно или сделать это вместе, или поставить в известность о своем намерении человека, с которым возник спор. Решение проблемы может принять вышестоящий начальник.
Если проблемная ситуация происходит в отношениях с подчиненным, так же возможны несколько вариантов действий: постараться разобраться и прийти к общему мнению; настоять на своем, используя авторитет; дать большую свободу и уступить; предложить ультиматум с последующим увольнением. Последний вариант наименее удачный и свидетельствует о неумении начальника решать конфликты с подчиненными.
Проблемы на работе способны испортить отношения в семье
Проводя на работе большую часть светового дня, человек часто не может переключиться на окружающую жизнь и приносит проблемы из офиса домой. Раздражение, усталость и напряжение сказываются на его отношениях с близкими людьми. Испытывая недовольство собой или коллегами, он вступает в конфликты с родственниками без явной причины, не уделяет им достаточного внимания. Даже мелочи могут привести к крупным ссорам в ситуации, если человек пребывает в состоянии постоянного стресса. Важно уметь делиться своими переживаниями с близкими людьми, не замыкаться в себе, накапливая еще большую усталость и отталкивая родственников в их желании помочь. Стоит больше гулять, выезжать на природу, отключать мобильный телефон в выходные дни, меньше времени проводить в интернете. После качественного отдыха в голову могут прийти пути решения проблем, а поддержка родных людей придаст уверенности в себе.
У людей разных возрастов различны и ценности в жизни
Часто конфликты между коллегами, начальниками и подчиненными происходят не столько по причине разного подхода к рабочим моментам, сколько из-за различий социального положения, возраста. Люди по-разному относятся к работе, молодые мужчины и женщины часто больше нацелены на личную жизнь и не готовы задерживаться после рабочего дня или трудиться в выходные. Тогда как люди старшего поколения не торопятся домой и готовы поработать в неурочное время, зарабатывая дополнительную финансовую подушку перед пенсией. Безусловно, не все определяет возраст: есть молодые люди, нацеленные на карьеру и буквально живущие в офисе. Встречаются взрослые люди с активной жизненной позицией вне работы, с семьей и хобби, в жизни которых есть радости помимо рабочей рутины и раскладывания пасьянса на компьютере в обеденный перерыв. Но конфликт поколений всегда присутствует и проявляется в различных формах: кому-то мешает открытое окно и кондиционер, а остальные вынуждены работать в душном помещении; кто-то пренебрегает дресс-кодом и отвлекает остальных неуместным внешним видом или не проявляет пунктуальности и срывает переговоры из-за постоянных опозданий. Другие люди создают напряженную эмоциональную обстановку постоянными разговорами о политике, проблемах с финансами и здоровьем.
С этими различиями людей разных возрастов бороться практически невозможно и не имеет смысла. Нужно учиться находить компромиссы, продуктивно разрешать спорные моменты, что возможно при одном главном условии — взаимном уважении, вне зависимости от положения, должности, отношения к жизни и работе.