Почему слово «осторожно» не работает и как предупреждать ребенка об опасности?

Две крошечные ножки прочно стоят на металлической платформе наверху, и вы наблюдаете, как маленькие решительные руки тянутся к этому турнику, который просто недосягаем. Он не удержится, думаете вы про себя, сценарий быстро прокручивается в вашей голове. Он упадет. Он будет плакать. Взяла ли я пластырь! И прежде чем вы успеваете даже закончить гипотетическую сюжетную линию, с губ срывается знакомое предупреждение: «осторожно!»

Глядя теперь на маму, а не на заманчивый турник, малыш быстро выбирает между риском и вознаграждением и, получив предупреждение об опасности, решает спуститься вниз. Сценария травмы удалось избежать, но малыш также чувствует себя немного менее уверенно и гораздо больше беспокоится о том, какие другие опасности скрываются на игровой площадке.

Такие предупреждения о смутной опасности каждый раз, когда наши уверенные в себе малыши сталкиваются с риском, очень мало помогают им в процессе расчета риска и преодоления страха. Заменив «будь осторожен» на более конкретные, целенаправленные фразы, вы можете побудить детей распознавать и оценивать опасность, а также прививать уверенность. И — что особенно важно — действительно предотвращать травмы и помогать им быть осторожнее. Что надо говорить?

Привычное предупреждение

Привычное предупреждение

Слово «осторожно» звучит так часто, что постепенно теряет большую часть своего значения и фактически становится белым шумом для детей.

Это понятно: родители ищут быстрый и простой способ предупредить своих малышей об опасности впереди, и иногда это необходимо. Не каждая рискованная ситуация допускает длинные объяснения или расспросы.

Но большинство игр и ситуаций часто кажутся более опасными, чем они есть на самом деле, и, рассматривая все риски как одинаково пугающие, родители непреднамеренно подавляют развитие своего ребёнка.

Комментарий эксперта
Николь Пейтс, детский врач, физиотерапевт

Кричать детям «осторожно» не имеет смысла. Это может заставить их остановиться, если они услышат ваш призыв, но это не поможет им понять, почему и как им нужно двигаться безопасно. Это недостаточно конкретное слово, и большинство детей либо а) испугаются и будут избегать всего рискованного, либо б) просто полностью проигнорируют вас и могут в конечном итоге причинить себе вред.

Родители инстинктивно желают оградить своих детей от любой опасности и дискомфорта, но этому желанию нельзя просто подчиняться. Распознавание рисков и управление ими — сложный процесс, который нельзя просто сузить до одной привычной фразы. Рассматривая рискованные игры как возможность для роста, а не как опасность, которую следует избегать, родители могут помочь своим малышам лучше распознавать реальную опасность и самостоятельно преодолевать ее.

Изменение родительского языка

Самый простой способ дать более полезные рекомендации ребёнку во время рискованной игры — изменить формат выражений с расплывчатого на конкретный. Когда родитель использует фразу «будь осторожен», она часто сопровождается множеством предположений. Это может означать «там может быть яма» или «эта палка острая!». Однако ребёнок этого не поймет и расфокусирует внимание. Так что важно подбирать нужные слова.

Используя язык, необходимый в конкретной ситуации, малыши могут реализовать свое естественное желание экспериментировать с окружающим миром, а родители могут присоединиться к ним, помогая им лучше понять безопасную игру.

А вы знали?

По данным исследования ученых из Новой Зеландии, игровые площадки с элементами риска и вызова способностям ребёнка повышают его самооценку, уверенность в себе и тягу к общению с другими детьми.

Что и когда надо говорить?

Что и когда надо говорить?

Доктор Эллен Сандстер из Queen Maud University College of Early Childhood Education in Norway в своем исследовании рискованных игр у детей ясельного возраста выделила шесть областей рискованных игр и призвала родителей использовать особый язык, направленный на эти области:

Игра с высотой:

  • Как ты планируешь спускаться?
  • Ты чувствуешь себя там в безопасности?
  • Не торопись.
  • Держись руками крепко.
  • Ставь ножки ровно (устойчиво).

Игра со скоростью:

  • Давай найдем безопасное место для твоей палки, пока ты будешь бегать.
  • Давай пойдем туда, где меньше людей».
  • Не подъезжай близко к той куче кирпичей!

Игра с рискованными предметами:

  • Палочкам нужно много места. Думаешь, у тебя достаточно места, чтобы размахивать этой большой палкой?
  • Найди больше места для игры, пожалуйста!
  • Прежде чем бросить этот камень, на что нужно обратить внимание? (открытое пространство)
  • Этот камень выглядит очень тяжелым! Следи за своими пальцами!

Игра вблизи опасных элементов:

  • Чувствуешь, какой скользкий лед? Нам надо идти медленно.
  • Этот костер горячий — как будто он может обжечь даже на расстоянии. Давай отойдем, чтобы мы были в безопасности.
  • Отодвиньте самокаты подальше друг от друга, чтобы вы случайно никого не задели.

Грубая, агрессивная игра:

  • Убедись, что твой брат/сестра/папа хочет бороться, прежде чем нападать на него/нее.
  • Спроси ее, все ли с ней в порядке, прежде чем мы снова начнем играть.
  • Тебе понравилось? Ты должен сказать ей, если тебе это не нравится.

Игры с укрытием/на расстоянии:

  • Если ты меня не увидишь, встречаемся на той большой горке.
  • Если ты хочешь побегать, встретимся в конце дорожки.
  • Давайте проверим этот туннель, чтобы убедиться, что это безопасное место, чтобы спрятаться.

Приберегая слово «осторожно» для тех моментов, когда это необходимо, и вместо этого используя фразы, которые направляют действия детей в определенных рискованных ситуациях, родители работают над укреплением уверенности в себе, повышением настойчивости и предоставлением малышам инструментов, необходимых им для самостоятельности. И — важно — действительно предупреждают травмы, так как в опасной ситуации малышу важнее четкие инструкции, а не расплывчатое «осторожно». Оставайтесь поблизости в качестве подстраховки, держите пластыри под рукой, и пусть приключение начинается.

Кстати, еще одно слово, которое лучше оставить для самых крайних случаев — это «нельзя». Эксперты советуют выбрать столько «нельзя», сколько лет ребёнку, и не говорить его в других ситуациях. А как же тогда ограничивать детей? Другими словами и действиями! Читайте об этом в статье «Как объяснить ребёнку, что такое «нельзя»

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 26.09.2022 22:32
Рейтинг статьи:
4,2

Использованные источники

Categorising risky play—How can we identify risk-taking in children’s play? / Ellen Beate Hansen Sandseter // European Early Childhood Education Research Journal 2007
Risky play and children's safety: balancing priorities for optimal child development / Brussoni M, Olsen LL, Pike I, Sleet DA. // Int J Environ Res Public Health 2012
What is the Relationship between Risky Outdoor Play and Health in Children? A Systematic Review / Brussoni M, Gibbons R, Gray C, et al. // Int J Environ Res Public Health 2015

Читайте также

Воспитание детей в неполных семьях – проблемы и ошибки
Неполная семья – распространенное явление в современных условиях. Какие проблемы ей присущи и как избежать ошибок при воспитании детей в неполной семье.
Генетика или воспитание делает ребенка оптимистом?
Оптимистом или пессимистом вырастет ребенок? Нужно ли родителям «переучивать» дитя-пессимиста?
Быть хорошим родителем проще, чем вы думаете
Простые шаги к счастью и успеху ребенка от исследователей из Гарварда.
От трудового воспитания до эксплуатации: надо ли ребенку работать?
Тема для дискуссии от MedAboutMe: нужно ли приучать ребенка к труду?
Как воспитать ребенка правильно?
Как воспитать ребенка правильно? Родители всегда задаются этим вопросом. В статье вы найдете несколько полезных советов.
Как приобщать детей к помощи по дому: советы родителям
Ребенок не хочет помогать вам по дому? Рассмотрим, нужно ли приобщать детей к труду, и как это делать.