Независимо от того, идет ли ребёнок в первый класс или уже является старшеклассником, родители и учителя предъявляют к нему определенные требования. Взрослые контролируют процесс обучения детей, стремясь воспитать в них ответственное отношение к себе, окружающим людям и жизни в целом. Они хотят обеспечить их знаниями, сформировать такие качества личности, на которые ребёнок смог бы опираться в дальнейшей жизни.
Некоторые родители, воспитывая ребёнка-школьника, делают акцент на развитии в нем вежливости, воспитанности, послушания. Другие заботятся о том, чтобы ученик был отличником, в совершенстве владел знаниями, которые ему преподают, поэтому обращаются за помощью к репетиторам.
Что в воспитании школьника является самым важным? Формирование каких навыков будут полезны ребёнку на протяжении всей школьной жизни? На что нужно обратить внимание родителям, когда ребёнок ходит в школу?
Умение ребёнка оберегать личные границы
Школа — это большой социальный мир, в котором каждый ученик может чувствовать себя по-разному. Перед поступлением будущий первоклассник испытывает много сильных, волнующих чувств, большую часть из которых он не осознает.
Адаптация — это время, за которое он должен приспособиться к новым школьным условиям. Поэтому, в этот период важно, чтобы родители были рядом и поддерживали ребёнка — подсказывали ему, что с ним происходит, что его ждет в будущем, как ему следует решать проблемы, которые, возможно, возникнут во время обучения.
Дети могут бояться идти в первый класс — незнакомая атмосфера, педагоги, новые ребята — все это пугает будущего ученика. Также, ребёнок тревожится о том, что не справится с учебными задачами, будет выглядеть смешно, глупо или его могут стыдить. Кроме того, общение детей друг с другом может оборачиваться ссорами, конфликтами, разногласиями. Если дети не умеют защищать себя — не осознают и не оберегают личные границы — то во время школьного обучения им грозят трудности.
Детская травля, драки, издевательство — то, от чего не застрахован ни один детский коллектив. Ученик пострадает, если не сможет защитить себя, дать отпор обидчикам. Поэтому родители должны научить ребёнка не только слушать указания учителя, получать знания и быть послушным, но, также уметь постоять за себя.
Развитие уверенности в себе, повышение самооценки, родительский пример, рассказы о том, как привыкали к школе родители — методы, с помощью которых дети могут стать сильнее, увереннее, не дадут себя в обиду.
В самых крайних случаях — когда ребёнок растет очень боязливым, робким и совсем не умеет защищаться — стоит обратиться за помощью к детскому психологу. Специалист с помощью коррекционных занятий поможет ученику любого возраста почувствовать уверенность и внутреннюю силу.
Социальные навыки у детей
Умение общаться и дружить формируется в детстве — начиная с того возраста, когда ребёнок только знакомится с миром людей. О нарушении в общении свидетельствуют такие проявления характера у ребёнка: агрессивность, обидчивость, замкнутость, стремление к одиночеству, проявление физического насилия, склонность к насмешкам и издевательству.
Ребёнку, который склонен к одному из этих видов нарушения коммуникационной сферы, может быть сложно находиться среди людей. Своим поведением он провоцирует конфликты, теряет немногих друзей, вызывает на себя гнев педагогов. Нарушение в сфере общения влекут за собой снижение успеваемости и желания получать знания. Чему должны родители научить ребёнка, чтобы он чувствовал себя в школе комфортно и умел устанавливать дружеские связи?
- Прощать за ошибки себя и других людей;
- понимать и контролировать свои чувства;
- знать ценность дружбы;
- разбираться в людях — распознавать лицемерие, манипулирование, эмоциональное насилие;
- хорошо слышать и понимать свои чувства и желания;
- обладать хорошим уровнем сочувствия и сопереживания.
Эти навыки социального взаимодействия воспитываются сначала в семье, а затем в школе — во время общения с педагогами и учениками. Дети будут расти социально адаптированными, если взрослые рядом с ними станут демонстрировать пример вежливого, объективного отношения друг другу, понимание и принятие, прощение и взаимопомощь.
Формирование ответственного отношения
Ответственность и обязательства — важные качества характера не только у ребёнка, но и у родителей. Иногда взрослые, наблюдая за школьником, понимают, что уровень его личной ответственности является низким. Тогда они, мечтая сделать его более самостоятельным, серьезным, приспособленным к жизни, начинают усиленно работать над формированием ответственности в детском характере.
Чаще всего, родители делают это с помощью угроз, наказаний, запретов, давления. Общаясь с ребёнком, они взывают к его разуму, пониманию того, что надо учиться ради будущего образования, уметь отвечать за свои поступки, заботиться о себе, когда взрослых нет рядом.
Обычно, нравоучения взрослых на тему ответственности, вызывают у детей отторжение, игнорирование, протест. Так бывает, если родители никогда ничего не требовали от ребёнка и с детства не формировали в нем границы личной ответственности — тогда он растет, не задумываясь над тем, что с ним происходит и что ждет его завтра.
Приучать ребёнка быть серьезным и самостоятельным следует с самого раннего детства, опираясь на возрастные особенности. Например, не следует одевать и раздевать дошкольника — в 4-5 лет ребёнок уже может делать это сам. Заправлять кровать, умываться, чистить зубы, складывать одежду — дети способны в старшем дошкольном возрасте.
Выполнять несложные задания, делать уборку, выходить в магазин за продуктами, заботиться о домашних животных — могут младшие школьники. Когда ребёнок с ранних лет привыкает к тому, что за ним закреплены определенные обязательства, то, во время школьного обучения у него будет хорошо развито чувство ответственности.
Если с детства приучать его к тому, чтобы он был серьезным и самостоятельным — в тех областях, где он может быть таким — то позже родителям не придется перевоспитывать ученика, стараясь «вложить» в его голову хоть немного ответственности за собственные поступки.
Правила поведения, ребёнок и родители
Иногда взрослые сталкиваются с тем, что учителя жалуются на поведение ребёнка в школе — он дерется, не может спокойно высидеть урок, не слушает педагога, отвлекается, мешает другим детям, грубит. В данном случае, можно говорить о несформированности мотивационной сферы — школьник не знает, зачем он учится.
Правильно вести себя в общественных местах, среди большого количества людей, на уроках — то, чему должны научить ребёнка родители еще до того, как он поступит в первый класс. Именно в семье каждый учится общаться, понимает, какое поведение будет одобряемым, а какое — нет.
Дети не будут вести себя хорошо среди других людей, если они с раннего детства наблюдают в своей семье грубость, скандалы, нарушение родителями границ друг друга, неумение управлять эмоциями.
Воспитанный ребёнок в школе — это, чаще всего, заслуга родителей, значит, они сформировали в нем правильное отношение к окружающим людям, нормам общения и поведения.