Черепно-мозговая травма у детей многим родителям представляется в виде раны на голове после очень тяжелого происшествия или аварии. На деле же к ней относится даже сотрясение головного мозга или ушиб мозга легкой степени тяжести, а также синдром детского встряхивания. Травмироваться ребёнок может на прогулке, играя или изучая окружающий мир, или по вине взрослых при жестоком или просто неразумном обращении. Травмы головы требуют повышенного внимания из-за частого развития отсроченных когнитивных нарушений, которые сопровождаются неврологической симптоматикой. Дети после перенесенного недуга могут столкнуться с трудностями обучения и самообслуживания. Портал MedAboutMe расскажет о последствиях черепно-мозговой травмы, полученной в детском возрасте.
Последствия черепно-мозговой травмы
За последнее время в силу доступности медицинского обслуживания, совершенствования технологий диагностики и интенсивной терапии наблюдается увеличение числа черепно-мозговых травм (ЧМТ) с благоприятным исходом. Срок госпитализации в остром периоде сократился, как и продолжительность периода реабилитации. Все это способствует раннему возвращению детей к нагрузкам и активному обучению. Однако такой, казалось бы, положительный момент привел к росту негативных последствий в будущем — травма проявляет себя спустя годы. У более 60% детей, перенесших ЧМТ, в отдаленном периоде возникают различные психоневрологические нарушения. Их выраженность определяется не только исходной степенью тяжести повреждения и его локализацией, но также возрастом ребёнка, получившего ЧМТ, и сроком давности, прошедшего после нее.
Установлено, что, поскольку детский мозг пластичен, то благоприятных исходов после тяжелых ЧМТ у детей и подростков значительно больше, чем у взрослых. Однако в отдаленном периоде у них больше вероятности проявления когнитивных, неврологических, поведенческих, эмоциональных и социально-психологических проблем.
Нарушение когнитивных функций у детей
Отдаленные последствия ЧМТ коварны тем, что родители и сам ребёнок могут уже забыть о травме головы, когда она вдруг в недалеком будущем напоминает о себе. Часто родители связывают ухудшение учебных результатов с ленью, неорганизованностью, плохим характером, подростковым периодом, а на самом деле это проявляют себя отсроченные посттравматические нарушения в различных мозговых отделах. Даже легкая форма сотрясения мозга, способна привести к нарушению памяти и внимания, потере умения быстро переключаться с предмета на предмет.
После среднетяжелой и тяжелой ЧМТ дополнительно могут развиться нарушения сна, координации, моторики, речи, головокружение. При таких симптомах сложно говорить об успешной учебе, поскольку происходит снижение скорости переработки информации, теряется или не формируется навык планирования, возникают трудности в принятии решений. Ребёнок быстро утомляется, не справляется с эмоциями, испытывает неловкость в коллективе сверстников. Деятельность, которая раньше давалась легко, теперь требует повышенного внимания и дополнительных сил, как следствие, ребёнок не успевает за учебным процессом.
На уроках такой ребёнок не организован, с трудом включается в учебный процесс, сложно запоминает материал, теряет способность обращаться к помощи для выполнения заданий, не может сформулировать выводы и обобщить данные, знания его имеют неоднородный и отрывочный характер.
Помимо когнитивных наблюдаются отсроченные эмоциональные и поведенческие нарушения, причем они тесно взаимосвязаны.
Травматическая церебрастения приводит к выраженной утомляемости и раздражительности. На ее фоне нередки случаи развития истерических и неврастенических симптомов. А если прибавить проблемы школьной успеваемости или другие сложные жизненные ситуации, в которые зачастую попадает ребёнок или подросток, то возможно возникновение психогенных или невротических расстройств. Затем существенно страдает социальная адаптация.
Периоды течения ЧМТ
Различают три периода течения ЧМТ: острый, промежуточный и отдаленный. Острый период длится:
- при легкой степени тяжести — до 10 суток;
- при средней — 15—20 суток;
- при тяжелой — 21—28 суток.
У детей острый период короче, чем у взрослых, а вот промежуточный, наоборот, занимает больше времени: до полугода при сотрясении головного мозга и до 2 лет при тяжелой форме ЧМТ. Травма может проявить себя в отдаленном периоде в течение 4 лет в зависимости от первоначальной тяжести.
Ввиду такого отсроченного действия лечению и реабилитации необходимо уделять максимум внимания, поэтому комплексные терапевтические мероприятия должны интенсивно проводиться не только в первые месяцы после ЧМТ, но и значительно позже, учитывая, что мозг и центральная нервная система продолжают развиваться. Мероприятия включают не только медикаментозную поддержку (препараты ноотропного ряда, антиконвульсанты, сосудистые средства, антидепрессанты, нейролептики), но также методы психотерапии, ЛФК.
Сотрясение головного мозга — легкая форма ЧМТ
Взрослые в большинстве случаев не воспринимают сотрясение головного мозга (СГМ) как черепно-мозговую травму. Они представляют себе ЧМТ как нечто более серьезное. Однако поскольку СГМ есть не что иное, как легкая форма ЧМТ, отношение к нему должно быть соответствующее.
По медицинской статистике СГМ занимает 80% от числа всех полученных детьми черепно-мозговых травм. Причем в половине случаев развиваются различные осложнения в отдаленном периоде.
Большинство пострадавших в остром периоде СГМ испытывают головную боль, слабость, шум в ушах, тошноту, головокружение, нарушение сна. Первые минуты после травмы могут сопровождаться кратковременной потерей сознания и амнезией.
Исследования показывают, что спустя 2 года после травмы 2/3 детей вне зависимости от возраста жаловались на нарушение сна (затрудненное засыпание, частое пробуждение, неудовлетворенность качеством сна, сонливость в дневное время), повышенную утомляемость, раздражительность, обидчивость, снижение успеваемости. Неврологический статус у них был осложнен диффузной мышечной гипотонией, тремором век и рук. Причем до СГМ дети таких жалоб не предъявляли.
Также проведение тестов позволило определить ухудшение познавательных функций в отдаленном периоде, что проявилось в увеличение времени выполнения заданий.