Все дети время от времени испытывают беспокойство и страх. Будь то монстр в шкафу, контрольная в школе или выступление со сцены, у детей есть ситуации, которые заставляют их волноваться также, как и взрослых. А то и сильнее: взрослые все же получше справляются с тревожностью – у них больше опыта и меньше веры в монстров под кроватью.
Но иногда тревога у детей переходит грань от обычных повседневных забот к расстройству, которое мешает им делать то, что нужно. Это может даже помешать наслаждаться детством так, как пишут в книжках.
Как понять, стало ли беспокойство ребёнка чем-то большим, чем просто мимолетная тревога и страх? Рассказываем про основные маркеры проблемных ситуаций и что с этим делать.
Симптомы повышенной тревожности у детей
Для начала задайте себе несколько вопросов, которые помогут понять, что это – временный страх или что-то более серьезное.
- Выражает ли ребёнок беспокойство или проявляет беспокойство в течение нескольких недель, причем «плохих» дней больше?
- У него проблемы со сном по ночам? Если вы не уверены (ребёнок может не рассказывать), можно заметить, что он кажется необычно сонным или усталым в течение дня.
- У него появились проблемы с концентрацией внимания?
- Кажется ли он необычайно раздражительным или его легко расстроить?
Признаки, которые нужно при подозрении на повышенную тревожность, таковы:
- ребёнку трудно сосредоточиться;
- он плохо спит или просыпается ночами от кошмаров;
- неправильно питается;
- быстро становится злым или раздражительным, а также выходит из-под контроля во время вспышек гнева;
- постоянно высказывает тревожные или негативные мысли;
- у него есть чувство напряжения и нервозности. Оно может выражаться также в головной боли, боли в животе, плохом самочувствии, частых походах в туалет, недержании мочи, каломазании;
- много плачет, «глаза на мокром месте», становится «прилипчивым», не хочет отпускать от себя родителей.
Почему одни дети тревожны, а другие нет?
В развитии тревожных расстройств выделяют четыре основные причины – половина из них физиологическая, вторая половина – социально-психологическая. Причины, которые «работают» на уровне тела, важнее, так что не стоит сразу винить себя (или тех, у кого ребёнок боится буквально всего) в неправильном воспитании.
Основные причины повышенной тревожности:
- Генетика. Ребёнок, у которого есть член семьи с тревожным расстройством, скорее всего, тоже будет отличаться тревожностью. Дети могут унаследовать гены, которые делают их склонными к беспокойству.
- Химия мозга. Гены помогают направлять работу химических веществ мозга, нейротрансмиттеров. Если определенные химические вещества мозга находятся в дефиците, это может вызвать беспокойство. Это можно корректировать при помощи препаратов.
Генетические нарушения могут работать и наоборот. Науке известны «дети-киборги»: они не чувствуют боли, страха, голода, совсем не хотят спать.
- Жизненная ситуация. То, что происходит в жизни ребёнка, может быть серьезным стрессом. Потери, тяжелая болезнь, смерть близкого человека, переезды, жестокое обращение могут приводить детей к беспокойству.
- Усвоенное поведение. Человек, выросший в семье, где другие боятся или беспокоятся, также может невольно «научить» ребёнка всего опасаться.
У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройствами аутистического спектра чаще возникают проблемы с тревожностью.
Типы тревожных расстройств у детей
Существует несколько различных типов тревожных расстройств, которые могут повлиять на детей.
- Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)
Дети с ГТР чрезмерно беспокоятся сразу о многих вещах: школе, собственной безопасности и здоровье, здоровье родных и друзей, деньгах и отношениях в своей семьи.
Дети могут бояться таких ситуаций, которые сложно заподозрить в негативных последствиях. Тревогу могут вызывать мысли о переменках в школе, обедах, праздновании Дня рождения, прогулках, а также о войне где-то далеко, погоде на завтра, будущей свадьбе…
Список можно продолжать и продолжать, и в их фантазиях случается всегда самое ужасное, что только можно представить. Кто-то держит все в себе, кто-то делится страхами – но уговоры взрослых не помогают избавиться от тревоги.
ГТР может вызывать физические симптомы расстройства – часто головную боль и боль в животе. Это расстройство также нередко приводит к самоизоляции: так легче переносить груз тревог.
- Паническое расстройство
Паническая атака – это внезапный, интенсивный приступ тревоги без видимой внешней причины. Сердце колотится, начинается одышка, дрожь, головокружение.
Если таких эпизодов было больше двух, и человек боится, что они могут повториться – это называется паническим расстройством.
- Сепарационная тревога
У всех детей есть определенный уровень тревожности по поводу разлуки с близкими. Это нормальная фаза развития у грудничков и малышей. Даже более старшие дети могут иногда «прилипать» к родителям, особенно в новых условиях.
Но дети старшего возраста, которые необычайно расстраиваются, когда покидают родителя или кого-то еще из близких, у которых возникают проблемы с самоуспокоением после прощания, или которые очень тоскуют по дому и расстраиваются, когда находятся вдали от дома в школе, лагере или даже на вечеринках, могут иметь тревожное расстройство, вызванное разлукой – сепарационную тревогу. И это такой же официальный диагноз, как ГТР и паническое расстройство.
- Социальная фобия
Ребёнок с социофобией испытывает сильную тревогу и застенчивость в обычных повседневных ситуациях в присутствии других людей. Это больше, чем просто застенчивость.
Социально тревожный ребёнок боится, что он поставит себя в неловкое положение, разговаривая с одноклассниками, отвечая на вопросы в школе или выполняя другие обычные действия, связанные с взаимодействием с другими людьми.
Этот страх может удерживать ребёнка от ответов на уроках и участия в различных мероприятиях. Некоторые дети могут даже обнаружить, что они вообще не могут говорить в некоторых ситуациях – это селективный мутизм, при котором ребёнок общается дома с родными, но не может вымолвить ни слова в присутствии других людей.
- Специфические фобии
Это нормально для раннего возраста – бояться темноты, монстров, больших животных или громких звуков, например, грома или салютов. В большинстве случаев, когда дети испытывают страх, взрослые могут помочь им снова почувствовать себя в безопасности и спокойствии.
Но фобия – это более сильный, даже экстремально выраженный и длительный страх перед чем-то определенным.
При определенной фобии дети могут испытывать крайний страх перед такими вещами, как животные, пауки, иглы или выстрелы, кровь, рвота, гроза, люди в костюмах, трещины на асфальте, темнота. Список вариантов фобий огромен (и у взрослых они тоже есть).
Как помочь ребёнку?
Прежде всего, важно поговорить с ребёнком о его тревоге или беспокойстве.
- Если ребёнок расстроен и встревожен, сохраняйте спокойствие, когда вы обсуждаете эти ситуации.
- Не наказывайте ребёнка за ошибки, страхи, нежелание спать в темной комнате, выходить из дома и прочие проявления тревожности – наказания тут точно не помогут.
- «Ловите» его на том, что он делает хорошо: хвалите даже за небольшие достижения и будьте конкретны: отлично моет посуду, ровно нарезал хлеб, исправил отметку, закончил проект, убрал носки.
- Планируйте. Если беспокойство ребёнка мешает вовремя выходить по утрам в школу или в сад, выделяйте дополнительное время на «переход» из одного здания и социальной роли в другую.
- Аккуратно сообщите воспитателю, учителю, тренеру, что происходит.
- Прежде всего, будьте готовы слушать, если ребёнок захочет поговорить о своей тревоге. Дети с тревожными расстройствами часто пытаются скрыть свои страхи, потому что они думают, что взрослые ничего не поймут.
Когда надо обратиться за профессиональной помощью?
Без ребёнка можно идти к психологу (например, в школе или в детском саду, но лучше обратиться к клиническому психологу) сразу же. Это первый этап, который, возможно, поможет понять, идет ли речь о тревожном расстройстве или преходящей реакции на какую-то ситуацию.
Но если все становится хуже, семейная поддержка не работает – нужен врач. С тревожными расстройствами работают врачи-психотерапевты. Можно начать с консультации педиатра.
Наиболее высокая эффективность в работе с такими нарушениями у детей и взрослых – у когнитивно-поведенческой терапии, порой требуется медикаментозная поддержка, чтобы снять симптомы острой стадии.