Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Дошкольный возраст является особым периодом, в котором происходит стремительное и активное развитие ребёнка. Познавательные процессы имеют особенные характеристики, которые необходимо учитывать, чтобы дети росли интеллектуально развитыми, и заранее готовились к дальнейшему процессу обучения в школе.

Строение познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Строение познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Для расширения познавательной сферы необходимо соответствующее обучение. В ходе занятий для детей происходит накопление опыта жизнедеятельности, усваивается информация об окружающем мире, тренируются и закрепляются необходимые навыки для успешной социализации.

Познавательную деятельность рассматривают как совокупность взаимодействующих компонентов:

  • цель — получение информации;
  • мотив — определяется ситуацией;
  • способ — действия, производимые для получения знаний;
  • условия — создание благоприятной среды, которая стимулирует достижение цели;
  • результат — полученные умения.

Создание положительной среды для развития познавательной деятельности обусловливается осознанностью и активностью действий самих детей. Для успешного обучения необходим личный интерес ребёнка к познанию и изучению. Чтобы вызвать заинтересованность, предлагаемый материал должен быть связан с положительными эмоциями и возбуждать любопытство. Для всестороннего познавательного развития необходимо использовать как самостоятельные, так и коллективные занятия для детей.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Изучение специфики познавательных процессов для лучшего развития ребёнка

Изучение специфики познавательных процессов для лучшего развития ребёнка

По мере взросления познавательные процессы меняют свой характер. Для дошкольного возраста свойственен произвольный характер познавательных процессов: дети изучают и запоминают информацию обо всем, что их окружает. От активности познавательных процессов будет зависеть дальнейшее развитие ребёнка и способность к усвоению нового материала. Чтобы правильно стимулировать исследовательский интерес ребёнка, нужно знать особенности развития элементов познавательной сферы.

  • Внимание. С рождением малыш приобретает непроизвольный характер внимания: его привлекают яркие краски игрушек, громкие звуки, новые объекты. Постепенно внимание привлекают вещи, вызывающие какие-либо эмоции и переживания. С возрастом дошкольник учится концентрировать внимание на нужном объекте, и удерживать его длительное время. Развиваясь, ребёнок овладевает навыком изучать сразу несколько предметов, равномерно распределяя внимание между ними. Для укрепления внимания дошкольнику необходимо организовать правильный распорядок дня со средней нагрузкой и регулярной сменой занятий. Игры и упражнения должны вызывать живой интерес, часть их должна быть развивающими внимание.
  • Память. Также носит непроизвольный характер: в основном усваиваются события, вызвавшие сильный эмоциональный отклик. К 4 годам малыш осваивает принципы запоминания, и может повторить события с подсказки взрослых. Ранний возрастной период характеризуется механической памятью, когда информация усваивается путем повторов. По мере взросления, память становится образной, дети улавливают смысл информации и проводят логические связи. С развитием интеллекта усиливается словесная и двигательная память.
  • Восприятие. Формируется за счет психических процессов и накапливаемого жизненного опыта. Для усиления восприятия необходимы разнообразные занятия: конструкторы, рисование, лепка, кинофильмы, прогулки по новым местам, проигрывание сцен. Также важно обучить ребёнка правильно обрабатывать поступающую информацию: выделять в предметах главное, подмечать особенности и характерные черты, запоминать их предназначение.
  • Мышление. Его развитие происходит в результате самостоятельной умственной деятельности малыша. Пытаясь дать определение вещам и понятиям, он учится рассуждать, иногда приходя к неординарным выводам. Мыслительное развитие ребёнка определяется его стремлением к познанию. Сформировать его помогут логические и дидактические игры и занятия для детей, выполняемые совместно со взрослыми.
  • Воображение. Начинается с непроизвольного, проявляющегося спонтанно. Затем переходит в произвольное, когда нужные образы возникают вначале с подсказки взрослых, а затем и благодаря самостоятельным усилиям. Воображение является важной частью развития ребёнка: он учится самостоятельно придумывать, обдумывать и реализовывать свои занятия.
  • Речь. Формируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка и окружающей его среды. Дети дошкольного возраста учатся облекать свои мысли в слова, начиная с простых предложений, постепенно усложняя их. На этом этапе родителям важно научить ребёнка правильному построению предложения, дать обширный словарный запас.

Для правильного развития познавательных процессов проводят специальную диагностику. Для ее проведения обращаются к педагогу или психологу, который подбирает соответствующие возрасту тесты. Занятие начинается с беседы, в ходе которой вызывают эмоциональный отклик у ребёнка, выясняют его представления и знания об окружающем мире, и лишь затем дают задания.

Развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детей

Для развития ребёнка используют специальные занятия, проводимые в форме игры. Большинство действий направлено на развитие сразу нескольких элементов познавательной сферы. Для улучшения внимания используют игру «Слушай и хлопай». Детям называют различные слова, предлагая хлопнуть в ладоши, когда прозвучит слово определенной категории (животное, фрукт, цвет).

Для стимулирования мышления подходят игры, в которых необходимо распределить предметы по категориям, либо убрать лишний из группы сходных. Для формирования речи просят пересказать сказку или рассказ. Отличный вариант, тренирующий также и воображение, — это попросить ребёнка придумать собственный рассказ, подсказав тему.

Для развития у ребёнка слуховой памяти играют в слова, где необходимо прослушать группу слов и воспроизвести ее. Для зрительной памяти полезны игры, где надо вспомнить правильное расположение предметов. Воображение и восприятие формируют при помощи рисования, лепки из глины и пластилина, аппликаций, мозаик, паззлов, конструкторов.

Дошкольное развитие ребёнка — ответственный период, когда родители должны уделять много внимания играм и занятиям с малышом. Развивая интерес и стимулируя процессы познания, взрослые помогают детям восполнить пробелы в знаниях, а также научиться мыслить самостоятельно.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 24.07.2016 15:02, обновлено 17.04.2020 19:08
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте
Надо ли использовать игру для развития дошкольника? Статья расскажет вам об этом.
Развитие познавательных способностей детей
Как развить в ребенке познавательную способность? Как заинтересовать малыша в обучении? Читайте о познавательной активности детей в нашей статье.
Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста
Как сформировать личность ребенка и развить его интеллект? Рекомендации по занятиям для детей дошкольного возраста, улучшающие восприятие и мышление.
Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка
Что должен уметь ребенок к школе? Как определить уровень его развития? В нашей статье собраны самые полезные педагогические рекомендации.