Как узнать, кто совершил преступление? По уликам, по показаниям свидетелей, но надежнее всего – по анализу ДНК из оставленных микроследов. Достаточно волоска, чешуйки кожи, капли слюны. Но что делать, если у подозреваемого есть генетический двойник, идентичный близнец, и их ДНК неразличимы?
Кстати, такие же проблемы возникают и при установлении отцовства. Всеми этими вопросами занимаются ученые при помощи самих близнецов: во многих странах есть специальные организации, а российский регистр близнецов в октябре отмечает 7 лет со дня образования. MedAboutMe рассказывает о прогремевших на весь мир криминальных историях близнецов, и как ученые пытаются все же научиться их различать (спойлер: у них уже получается!).
Брат за брата: подмени меня на уроке, на работе, в тюрьме
Датские ученые недавно обнаружили, что у близнецов настолько прочны родственные связи, что на четверть снижают вероятность депрессии. А еще среди монозиготных пар самые низкие показатели суицида – на 28% меньше, чем в среднем по популяции. Но порой такая близость идет во вред.
В 1993 году в США был арестован Рональд Андерсон. Он пытался убить жену, с которой уже не жил вместе. Но вот проблема: по данным полиции Р. Андерсон напал на ту же женщину месяцем ранее. И его за это осудили и посадили в тюрьму. Мистика? Путешествия во времени? Нет, у Рональда был брат-близнец Дональд с пагубной привычкой подменять брата. В том числе и во время «отсидки».
Как оказалось, Дональд уже 4 раза попадал в тюрьму за Рональда. Сначала они менялись ролями на уроках, затем Дональд вместо Рональда служил в Корее механиком, хотя учился на него Рональд. Ну а к моменту первого суда братья так привыкли меняться, что и в тюрьму пошел Дональд, считавший, что его братишка «слишком мягкий для тюремных обычаев».
В итоге Рональда, основного преступника, осудили на 14 лет вместо положенного за нападение полугода. И посадили за решетку уже «правильного» брата, хотя различить их удавалось только при сверке отпечатков пальцев.
Монозиготные близнецы в трех случаях из четырех неразличимы ни внешне, ни внутренне. В одной паре из четырех рождаются так называемые зеркальные близнецы, «правый» и «левый», и у «левого» может быть родинка с противоположной стороны или расположение внутренних органов, как в зеркальном отражении.
Последовательность ДНК у идентичных близнецов тоже практически идентичная. А вот отпечатки пальцев разные – они образуются, когда плод в утробе прикасается к себе, стенкам матки, пуповине.
Однако отпечатки пальцев – не самая достоверная улика. В одном из последних исследований проводили сравнение результатов дактилоскопии между двумя группами экспертов. Одной группе сказали, что владельцы отпечатков признали свою вину, а второй не сказали ничего. И в первом случае совпадение контрольных и сомнительных отпечатков было намного выше. Так что даже в такой ситуации есть субъективные моменты, влияющие на результаты дактилоскопического анализа. Но ведь есть еще результаты анализа ДНК! Или нет?
Расследование длиной в 20 лет
20 лет назад в городке Гранд-Рапидс штата Мичиган произошло изнасилование. Эксперты выделили ДНК из образца спермы, но владельца именно такой комбинации генов в базах данных не было. Свидетели отсутствовали, отпечатков пальцев не было, а сама пострадавшая девушка насильника толком не видела – он напал сзади. Было похоже, что дело отправится в папку нераскрытых преступлений.
Однако через 5 лет в тюремную комиссию было подано заявление. В нем преступник, осужденный за насилие, просил его освободить досрочно за примерное поведение и, согласно правилам, представил образец своей ДНК. Который полностью совпал с искомым. И оставалась только одна проблема: у преступника оказался однояйцевый брат-близнец. А стандартные тесты, несмотря на все успехи науки, оказались неэффективными перед лицом идентичности генного материала.
Удивительно активную «королеву преступного мира» два года искали в Германии. За 2007 год ее ДНК «засветилось» в пяти убийствах и десятках грабежей и угонов автомобилей. Всего она проходила подозреваемой по 40 делам.
В итоге «матерой преступницей» оказалась… работница фабрики, где изготавливали марлевые тампоны. В лабораториях их использовали для взятия образцов, и на некоторых находили молекулы ДНК именно этой женщины, простой немецкой дамы, едва не ставшей легендой криминального мира.
«Выбирайте сами, кто виноват»
Так как оба близнеца отрицали свое участие и иных доказательств не было, то выдвинуть обвинения суд не смог. Юрист, который представлял сторону обвинения, прокомментировал казус так: «Они неразличимы. Мы же не можем поставить обоих подозреваемых перед судьей и сказать: «Выбирайте сами, кто виноват»! Так что оба были освобождены за отсутствием доказательств». Однако дело двадцатилетней давности все еще открыто, и ученые надеются выявить методику точного определения принадлежности ДНК.
В 2009 году точно так же закончилось дело о похищении драгоценностей из ювелирного магазина в Германии. Всего преступник украл роскошных вещиц на 6,8 млн долларов! Анализ ДНК указал на двух подозреваемых: братьев-близнецов Хасана и Аббаса. Оба избежали наказания: не было понятно, кто виновен, а кто нет. А невиновных людей наказывать нельзя.
Надежда на новые открытия основана на достижениях науки последних лет. Теперь мы больше знаем о том, как развиваются однояйцевые (или монозиготные) близнецы. Хотя хромосомный набор у них одинаков – они появляются в результате деления одной оплодотворенной яйцеклетки – но позже у каждого плода появляются уникальные генетические мутации. Эти мутации в самом оптимистичном случае изменят какие-то десятитысячные доли ДНК, но этого вполне может хватить, чтобы определить преступника.
Генетические STR-профили или короткие тандемные повторы – основная часть уникальности ДНК. Вероятность их полного совпадения у неродственных людей – примерно одна на триллион. Хотя STR несколько тысяч, для определения отцовства исследуют только 16. А что у близнецов?
В середине 2000-х годов ученые из Ганноверского университета Германии задались вопросом, могут ли новые STR появиться только у одного из пары близнецов и отсутствовать у второго. Они разработали тест для изучения 13 STR вместо тысяч комбинаций. Но он не сработал.
Затраты на секвенирование ДНК с каждым годом становились все ниже, что открывало еще одну возможность. Если сравнивать не только профили STR, но весь геном близнецов, может, найдется наконец решение? К 2012 году на основании сложных расчетов ученые решили, что ответ будет положительный.
В четырех парах из пяти есть различия
Расчеты также показали, что такой тест должен быть очень точным и чувствительным. Временное окно в развитии яйцеклетки, когда могут произойти эти ключевые мутации, настолько узко, что иногда они вовсе не возникают. В 20% случаев, заключили исследователи, близнецы вообще не будут иметь отличительных мутаций. Они окажутся стопроцентно одинаковыми.
С другой стороны, всего лишь одной мутации, подтвержденной многочисленными анализами, было бы достаточно, чтобы обвинить одного близнеца и оправдать другого. И это сработало!
Благодаря новому тесту в другом деле о насилии наконец удалось выяснить, кто из двух близнецов был преступником. Хотя анализ обошелся в 130 000 долларов, в результате оказалось, что образец ДНК насильника принадлежит одному брату с вероятностью в 2 млрд выше, чем второму идентичному близнецу.
Хотя преступника определили, наказать его не смогли. Адвокаты воспротивились: это новый тест, и неизвестно, насколько он точен. И хотя результаты анализа повторяются без изменений и в тестах постепенно участвует все больше людей, статистической базы все еще недостаточно, чтобы этот тест мог использоваться в суде как доказательство виновности. Так что до сих пор при столкновении с преступными парами близнецов полиция порой оказывается в тупике. И дело о насилии в штате Мичиган все еще не закрыто.
Люк, кто твой отец?
А вот для установления родства подобный тест уже применяется. В 2016 году он стал доказательством отцовства в судебном деле. И это успех, потому что до появления такого анализа установление отцовства в деле идентичных братьев не могло основываться на анализе ДНК.
Например, в 2004 году Холли Мэри Адамс выиграла иск об установлении отцовства в Миссури против Рэймона Миллера. Стандартный тест ДНК доказал, что он был предполагаемым отцом. Миллер подал апелляцию, потому что мисс Адамс также была в весьма близкой связи с его братом-близнецом Ричардом. Анализ ДНК Ричарда выявил точно такие же результаты, как и у Рэймона. Оба были наиболее вероятными отцами ребёнка.
Результаты анализа ДНК братьев Миллер показали, что у обоих была 99,999% вероятности быть отцом ребёнка. Так что суду оставалось только полагаться на дополнительные доказательства: на даты предполагаемого зачатия и «алиби» братьев. В итоге Реймон платит алименты малышке Адамс, хотя он все еще не согласен с решением суда. Возможно, новый анализ ДНК, рассчитанный специально на близнецов, поможет восстановить справедливость и в этом вопросе.