В отношениях трудно избежать конфликтов. У каждого человека свои привычки, жизненные принципы и взгляды на разные ситуации. Общение с близкими, родными людьми предполагает проявление откровенности и эмоциональности для достижения понимания и гармонии. На работе сотрудники стараются придерживаться определенных рамок, поскольку главная задача, которая стоит перед ними — успешная деятельность организации. Во время обсуждения рабочих вопросов приходится проявлять уважение друг к другу и контролировать свои эмоции. Споры, не связанные с деятельностью фирмы, лучше сводить к минимуму.
Причины возникновения негативных эмоций в общении с коллегами
Одна из причин проблем в общении коллег — личная неприязнь, зависть, столкновение характеров. Трудно полностью отключить эмоции и оценивать сотрудников только по их профессиональным качествам. Некоторые люди вызывают симпатию, другие неприятны внешне, из-за манеры разговаривать, жизненной позиции или политических взглядов. Конфликты на такой почве деструктивны, поскольку не связаны с работой.
Недостаток финансовых, материальных или трудовых ресурсов, а также информации создает напряжение в коллективе. Люди могут быть раздражены из-за низкой заработной платы, большой нагрузки, неясности в должностных инструкциях или слухов о проблемах фирмы. В периоды кризисов, спада производства многими овладевает страх увольнения, и они проявляют ожесточенность по отношению к коллегам, воспринимая их как конкурентов.
Сотрудники могут вступать в противоречия из-за неточно обозначенных обязанностей: один человек вторгается в зону ответственности другого или получает выговор из-за чужой плохо сделанной работы. Задача руководства — разграничить сферы деятельности каждого подчиненного и донести до них эту информацию.
Некоторые коллективы имеют внутри себя враждующие подразделения. Например, бухгалтерия и отдел продаж могут негласно противостоять друг другу из-за личных обид начальников. Они начинают чинить друг другу препятствия, устраивают бумажную волокиту, требуя справки и согласования с руководством по каждому вопросу. В результате, замедляется общий ход работы. Такая атмосфера особенно некомфортна для новых сотрудников: им приходится или примкнуть к одному из лагерей или пытаться балансировать между ними.
Борьба за повышение, внимание руководства, премии и бонусы — естественное проявление конкуренции, если при этом сохраняются адекватные рабочие отношения, а общение основывается на взаимоуважении. Но иногда в ход идут нечестные приемы, «подсиживания», клевета и доносы, и без конфликтов не обойтись.
Как избежать конфликтов в отношениях с коллегами?
Вливаясь в новый коллектив, следует присматриваться к тому, как выстраиваются отношения между его членами. Обращать внимание на присутствие в нем лидера, и насколько соблюдается трудовая дисциплина. Стоит выстраивать со всеми одинаково дружелюбные отношения, не подхалимствуя и не стремясь найти покровителей. Это поможет в конфликтных ситуациях, когда нужно сохранять объективность и не переходить на личные оценки.
Находясь в коллективе достаточно долгое время, проще обходить острые углы. Знание характеров коллег, их слабых и сильных сторон помогает проявлять понимание и чувство юмора. На какие-то неприятные комментарии или поступки можно закрыть глаза, а неприемлемое поведение пресечь, подобрав нужные слова. Гибкость и терпимость к недостаткам других людей позволяет избежать ненужных конфликтов.
Как грамотно выйти из конфликта на рабочем месте, не поддаваясь эмоциям?
Бесконфликтное общение на практике встречается редко. Даже самых тихих и безобидных людей периодически вовлекают в споры, обвиняют в чем-то, вынуждая защищаться.
В конфликты между другими сотрудниками вступать нежелательно. Высказывая свое мнение и вставая на чью-то сторону, можно в итоге оказаться крайним. Исключение — наличие ценной информации, которая разрешит спор.
В случае, когда конфликта не избежать, есть некоторые правила поведения. Донося свою точку зрения, желательно не повышать голос, не пытаться унизить другого человека или подавить его морально. В момент накала эмоций лучше сделать перерыв и не ругаться в присутствии всего коллектива.
При решении рабочего вопроса можно выслушать оппонента, привести свои аргументы, обсудить, кто может выступить в качестве судьи, если не удастся разобраться самим. Неурегулированный конфликт влечет за собой сбои в ежедневной работе организации или отдела, когда действия сотрудников не согласованы.
Некоторые споры не влияют на рабочий процесс, и о них лучше быстрее забыть. Обсуждение сложившейся ситуации с коллегами за спиной «противника» может привести к ее обострению. Полезно сохранять хотя бы внешне позитивный настрой и проявлять сдержанность.
Личное пространство человека в офисе
Личное пространство предполагает соблюдение физических и эмоциональных границ по отношению друг к другу, что важно и при личном, и при официальном общении. Даже с близкими людьми иногда хочется быть на расстоянии, не открывать им все мысли и желания, уединяться в своей комнате для чтения, йоги или рисования.
Эргономика — наука об оптимальных условиях труда — диктует необходимость создания комфортных рабочих мест для сотрудников. Правильно, когда у каждого есть свой кабинет или хотя бы стол с хорошим освещением и удобным креслом, местом для личных вещей, рабочих принадлежностей и инструментов. При этом важно, чтобы коллеги уважительно относились к рабочему пространству друг друга, не вторгались в него без разрешения.
Несмотря на возникающие симпатии, дружеские или романтические связи на работе у каждого сотрудника есть право не распространяться о своей личной жизни. Соблюдение субординации и норм этики, отказ от обсуждения поступков или внешности коллег за их спиной помогает сохранять деловые отношения. Благодаря этому удается не выходить за общепринятые рамки поведения и не вступать в бессмысленные конфликты.