В настоящее время проблемы с концентрацией и удерживанием внимания у ребёнка является настоящей проблемой. О ней говорят педагоги в детском саду и школе, наблюдая за тем, как ребёнок воспринимает информацию, следует инструкциям взрослых, справляется с заданием, которое требует волевых усилий и сосредоточенности. Рассеянное внимание характеризуется невозможностью ребёнка долгое время его удерживать, появлением посторонних мыслей, проблемами с запоминанием информации. От этого дети не могут получать знания так, как того хотят учителя, страдает их успеваемость.
Существуют ли способы и упражнения, с помощью которых дети могут стать более внимательными? В каких случаях родители должны найти телефон специалиста и записаться к врачу, чтобы предупредить развитие у ребёнка неврологических заболеваний?
Рассеянное внимание у детей
Уже в детском саду по поведению детей заметно, что они не обладают хорошим уровнем концентрации и распределения внимания. Однако, если в дошкольном возрасте такие симптомы не причиняют особого вреда — воспитатели и родители мирятся с этим, надеясь, что по мере взросления ребёнок станет более усидчивым, то, в период школьного обучения, это приводит к негативным последствиям.
Так, мать и отец, начинают замечать, что школьник отказывается ходить в школу, ему трудно делать домашнее задание самостоятельно — он не может понять инструкцию к нему, выполнить его не отвлекаясь, расстраивается, нервничает и злится. Спустя время родители обнаруживают, что такая же картина наблюдается у ребёнка в школе — на уроках он вертится, общается с одноклассниками, не слушает учителя, совершает много ошибок. Педагоги в таких случаях говорят о рассеянности внимания.
Психика детей во время обучения
Прежде чем исследовать эту тему, следует заметить, что иногда причиной такого поведения является не низкий уровень развития познавательных процессов, а отсутствие мотивации к учебе. Для того чтобы дети слушали педагога, хорошо учились, они должны испытывать интерес к предмету и материалу, который им преподносят. Если ребёнку не интересно то, что рассказывает педагог, подача информации не отвечает его индивидуальным особенностям, его психика бессознательно «отключает» его от этого процесса — внимание снижается, ребёнок перестает слушать учителя и находит себе более увлекательное занятие, чем новая тема на уроке.
Поэтому родителям, прежде чем вести ребёнка к психологу, неврологу и пытаться повысить уровень внимательности, нужно убедиться в том, что у него есть хотя бы малейший интерес к учебной деятельности.
Еще одна причина, по которой дети не хотят учиться — это плохой контакт с педагогом и школьниками. Иногда это выглядит как сниженный уровень внимательности. Когда ребёнка обижают в классе, учитель критикует или высмеивает его — он испытывает сильный эмоциональный дискомфорт и тогда, во время уроков, у него нет сил и желания воспринимать информацию, он мечтает о том, чтобы школьный день закончился и он отправился домой.
Для того чтобы понимать, каковы причины рассеянного внимания у детей, родители должны хорошо знать своего ребёнка, быть уверены в том, что ему комфортно и интересно учиться, у него сложились хорошие отношения со сверстниками и педагогом.
Взрослые, также, могут сомневаться в том, что дети обладают рассеянным вниманием, если дома они ведут себя совсем не так как в школе — способны долго и усердно заниматься, не отвлекаются, четко следуют инструкциям, с первого раза понимают задания, которые читают. В таком случае причина плохой успеваемости не в рассеянности, а в том, что по каким-то причинам ребёнок не может чувствовать себя на уроках спокойно, уверено и проявлять интерес.
Лень или пора записаться к врачу?
В некоторых случаях, когда родителям кажется, что дети плохо учатся, потому что у них рассеянное внимание, причиной выступает лень. Ребёнок отказывается выполнять домашнее задание, не интересуется чтением и письмом, все, чему его учат в школе, не вызывают любопытства и интереса, дома у него всегда находятся более важные дела, чем выполнение уроков.
Родители чаще всего слышат от ребёнка, что ему не хочется делать домашнее задание и ходить в школу. Детская лень не так проста, как кажется на первый взгляд. За ней могут скрываться неудовлетворенные желания и потребности, чрезмерная нагрузка на психику ребёнка — когда он, кроме школы, занимается в дополнительных кружках — ревность, развод, переезд, критикующее отношение к школьнику. Если ребёнок живет в таких условиях, его психика страдает и у него не будет энергии для того чтобы успешно обучаться в школе.
Мать и отец в таких случаях, должны не тренировать детское внимание, а понять — в чем кроется истинная причина нежелания учиться и разрешить ее. Когда ребёнок избавится от отрицательных чувств, его жизнь наладится, тогда мотивация к учебной деятельности повысится сама собой.
Иногда бывает так, что дети страдают от рассеянного внимания потому что у них есть нейробиологические расстройства. Они могут отражаться в проблемах со зрением и слухом, другими физическими заболеваниями. В таких случаях родители должны найти телефон клиники и записаться к врачу на прием — невролог поставит ребёнку точный диагноз, выпишет соответствующее лечение, которое поможет улучшить состояние детского здоровья и, соответственно, повысить концентрацию внимания.
Рекомендации матери и отцу
- Если родители понимают, что ребёнок страдает от недостатка внимательности и это связано с синдромом гиперактивности то, они должны выстроить определенную систему воспитания и обучения школьника. Правильный режим дня, строгая организованность, выполнение правил, нагрузка на детскую психику, которая не будет чрезмерной — все это необходимо для того чтобы дети чувствовали себя спокойно, работали без напряжения. Эти рекомендации подходят также и для детей дошкольного возраста.
- Особенности воспитания, также влияют на становление познавательных процессов школьника или малыша. Мать и отец должны избавиться от привычки чрезмерно опекать ребёнка, делать задания за него. Вместо этого, нужно помогать ему тренировать собственные навыки — волю, устойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Чем младше дети, тем лучше, если это будет реализовано через игру.
- В некоторых случаях без медикаментозной поддержки не обойтись, поэтому следует строго соблюдать рекомендации лечащего врача. Повысить интерес и мотивацию ребёнка к обучению можно, если родители первое время будут находиться рядом с ним и поддерживать его во всех начинаниях. Похвала от родителей — лучший способ повысить интерес к обучению.
- Вместе с тем, мать и отец должны задуматься над своим образом жизни. Если они сами относятся несерьезно к собственной работе, обещаниям, режиму дня и организованности, дети бессознательно будут принимать такую модель поведения, и тогда в их жизни не будет интереса к учебе, упорядоченности, самостоятельности.
Ребёнок, если его внимание только тренируется, не должен быть перегружен заданиями дома и в школе, даже если они на взгляд взрослых людей являются очень интересными. Развивать познавательную сферу детей следует спокойно, постепенно, целенаправленно.