Рассеянное внимание у детей: причины и помощь

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В настоящее время проблемы с концентрацией и удерживанием внимания у ребёнка является настоящей проблемой. О ней говорят педагоги в детском саду и школе, наблюдая за тем, как ребёнок воспринимает информацию, следует инструкциям взрослых, справляется с заданием, которое требует волевых усилий и сосредоточенности. Рассеянное внимание характеризуется невозможностью ребёнка долгое время его удерживать, появлением посторонних мыслей, проблемами с запоминанием информации. От этого дети не могут получать знания так, как того хотят учителя, страдает их успеваемость.

Существуют ли способы и упражнения, с помощью которых дети могут стать более внимательными? В каких случаях родители должны найти телефон специалиста и записаться к врачу, чтобы предупредить развитие у ребёнка неврологических заболеваний?

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

Рассеянное внимание у детей

Уже в детском саду по поведению детей заметно, что они не обладают хорошим уровнем концентрации и распределения внимания. Однако, если в дошкольном возрасте такие симптомы не причиняют особого вреда — воспитатели и родители мирятся с этим, надеясь, что по мере взросления ребёнок станет более усидчивым, то, в период школьного обучения, это приводит к негативным последствиям.

Так, мать и отец, начинают замечать, что школьник отказывается ходить в школу, ему трудно делать домашнее задание самостоятельно — он не может понять инструкцию к нему, выполнить его не отвлекаясь, расстраивается, нервничает и злится. Спустя время родители обнаруживают, что такая же картина наблюдается у ребёнка в школе — на уроках он вертится, общается с одноклассниками, не слушает учителя, совершает много ошибок. Педагоги в таких случаях говорят о рассеянности внимания.

Психика детей во время обучения

Психика детей во время обучения

Прежде чем исследовать эту тему, следует заметить, что иногда причиной такого поведения является не низкий уровень развития познавательных процессов, а отсутствие мотивации к учебе. Для того чтобы дети слушали педагога, хорошо учились, они должны испытывать интерес к предмету и материалу, который им преподносят. Если ребёнку не интересно то, что рассказывает педагог, подача информации не отвечает его индивидуальным особенностям, его психика бессознательно «отключает» его от этого процесса — внимание снижается, ребёнок перестает слушать учителя и находит себе более увлекательное занятие, чем новая тема на уроке.

Поэтому родителям, прежде чем вести ребёнка к психологу, неврологу и пытаться повысить уровень внимательности, нужно убедиться в том, что у него есть хотя бы малейший интерес к учебной деятельности.

Еще одна причина, по которой дети не хотят учиться — это плохой контакт с педагогом и школьниками. Иногда это выглядит как сниженный уровень внимательности. Когда ребёнка обижают в классе, учитель критикует или высмеивает его — он испытывает сильный эмоциональный дискомфорт и тогда, во время уроков, у него нет сил и желания воспринимать информацию, он мечтает о том, чтобы школьный день закончился и он отправился домой.

Для того чтобы понимать, каковы причины рассеянного внимания у детей, родители должны хорошо знать своего ребёнка, быть уверены в том, что ему комфортно и интересно учиться, у него сложились хорошие отношения со сверстниками и педагогом.

Взрослые, также, могут сомневаться в том, что дети обладают рассеянным вниманием, если дома они ведут себя совсем не так как в школе — способны долго и усердно заниматься, не отвлекаются, четко следуют инструкциям, с первого раза понимают задания, которые читают. В таком случае причина плохой успеваемости не в рассеянности, а в том, что по каким-то причинам ребёнок не может чувствовать себя на уроках спокойно, уверено и проявлять интерес.

Лень или пора записаться к врачу?

В некоторых случаях, когда родителям кажется, что дети плохо учатся, потому что у них рассеянное внимание, причиной выступает лень. Ребёнок отказывается выполнять домашнее задание, не интересуется чтением и письмом, все, чему его учат в школе, не вызывают любопытства и интереса, дома у него всегда находятся более важные дела, чем выполнение уроков.

Родители чаще всего слышат от ребёнка, что ему не хочется делать домашнее задание и ходить в школу. Детская лень не так проста, как кажется на первый взгляд. За ней могут скрываться неудовлетворенные желания и потребности, чрезмерная нагрузка на психику ребёнка — когда он, кроме школы, занимается в дополнительных кружках — ревность, развод, переезд, критикующее отношение к школьнику. Если ребёнок живет в таких условиях, его психика страдает и у него не будет энергии для того чтобы успешно обучаться в школе.

Мать и отец в таких случаях, должны не тренировать детское внимание, а понять — в чем кроется истинная причина нежелания учиться и разрешить ее. Когда ребёнок избавится от отрицательных чувств, его жизнь наладится, тогда мотивация к учебной деятельности повысится сама собой.

Иногда бывает так, что дети страдают от рассеянного внимания потому что у них есть нейробиологические расстройства. Они могут отражаться в проблемах со зрением и слухом, другими физическими заболеваниями. В таких случаях родители должны найти телефон клиники и записаться к врачу на прием — невролог поставит ребёнку точный диагноз, выпишет соответствующее лечение, которое поможет улучшить состояние детского здоровья и, соответственно, повысить концентрацию внимания.

Рекомендации матери и отцу

Рекомендации матери и отцу
  • Если родители понимают, что ребёнок страдает от недостатка внимательности и это связано с синдромом гиперактивности то, они должны выстроить определенную систему воспитания и обучения школьника. Правильный режим дня, строгая организованность, выполнение правил, нагрузка на детскую психику, которая не будет чрезмерной — все это необходимо для того чтобы дети чувствовали себя спокойно, работали без напряжения. Эти рекомендации подходят также и для детей дошкольного возраста.
  • Особенности воспитания, также влияют на становление познавательных процессов школьника или малыша. Мать и отец должны избавиться от привычки чрезмерно опекать ребёнка, делать задания за него. Вместо этого, нужно помогать ему тренировать собственные навыки — волю, устойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Чем младше дети, тем лучше, если это будет реализовано через игру.
  • В некоторых случаях без медикаментозной поддержки не обойтись, поэтому следует строго соблюдать рекомендации лечащего врача. Повысить интерес и мотивацию ребёнка к обучению можно, если родители первое время будут находиться рядом с ним и поддерживать его во всех начинаниях. Похвала от родителей — лучший способ повысить интерес к обучению.
  • Вместе с тем, мать и отец должны задуматься над своим образом жизни. Если они сами относятся несерьезно к собственной работе, обещаниям, режиму дня и организованности, дети бессознательно будут принимать такую модель поведения, и тогда в их жизни не будет интереса к учебе, упорядоченности, самостоятельности.

Ребёнок, если его внимание только тренируется, не должен быть перегружен заданиями дома и в школе, даже если они на взгляд взрослых людей являются очень интересными. Развивать познавательную сферу детей следует спокойно, постепенно, целенаправленно.

Читайте также

Рассеянное внимание у ребенка: причины и помощь
Рассеянное внимание у ребенка – причина низкой успеваемости в школе. Как родителям помочь ученику?
Особенности развития внимания у детей
В чем проявляются особенности развития внимания у детей разных возрастных групп? Как развить в ребенке внимательность? Читайте об этом в нашей статье.
Проблемы развития речи: зачем логопед настаивает на записи неврологу?
Почему логопед может настаивать на консультации ребенка у детского невролога? Причины нарушения речи, требующие комплексного подхода.
Как справляться с гиперактивным ребенком?
Эффективные рекомендации родителям гиперактивных детей.
Помню – не помню

Когнитивные функции — это наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира. К ним относится память, гнозис, речь, праксис и интеллект.

Уроки чтения для детей: рекомендуемые методики
Дети любят игры. Используйте их, чтобы научить их читать. Помогут методики Жуковой, Зайцева, Чаплыгина.
Опубликовано 28.06.2019 15:45, обновлено 17.04.2020 18:09
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Чем опасна вагинальная атрофия: не только сухость и боль

Сухость, боль, частые инфекции и ухудшение самочувствия: почему развивается атрофия стенок влагалища и как её лечат?

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

20 продуктов для иммунитета: рекомендуют диетологи

Диетологи рекомендуют эти продукты для крепкого иммунитета и стройности