Речь ребёнка к 5 годам развита настолько, что ребёнок готов говорить и говорить. Иногда родители даже просят «тишины» от своего ребёнка, но малыш вряд ли послушается, ведь ему очень нравится общаться, с помощью языка ребёнок познает мир. Но иногда речь ребёнка непонятна, звуки произносятся неточно, много аграмматизмов. Мы вам расскажем, какие упражнения и игры исправят в речи грамматические ошибки и сделают ее грамотной и красивой.
Ребёнок начинает говорить: когда и как?
Ребёнок к 5 годам разговаривает как взрослый. Ребёнок правильно употребляет слова и фразы в предложении. Малыш может поддержать беседу с родными на любую тему. Со своими сверстниками ребёнок общается легко и непринужденно, вступает в споры и сам их разрешает путем договоров.
Можно выделить несколько этапов в развитии грамматического строя в речи ребёнка.
С 1 года до 2 лет ребёнок говорит примерно так: «Кидай мяч пол». Малыш опускает предлог «на». На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление. Ребёнок сравнивает предметы и начинает обобщать их по одинаковым признакам. Например, малыш говорит: «Яблоко круглое, а слива овальная. Это фрукты». Малыш в этом возрасте становится более внимательным, он может выслушать сказку или стихотворение до конца.
С развитием внимания и мышления речь также развивается. Ребёнок может понять и повторить длинные слова и фразы за взрослым.
Речь малыша развивается, когда малыш играет, читает и слушает сказки и стихи, гуляет. Родителям нужно играть с ребёнком так, чтобы речь ребёнка становилась красивой и грамотной.
Упражнения, которые полюбят родители и дети
Упражнения на развитие речи могут быть очень интересными и разнообразными. Упражнения подбираются в зависимости от возраста и возможностей ребёнка. Учитывайте, что упражнения можно подбирать немного сложнее уровня развития ребёнка, ведь мы стремимся к дальнейшему развитию.
Представим несколько вариантов упражнений для занимательного и полезного домашнего досуга.
Упражнения для детей раннего возраста
- Упражнение направлено на обучение ребёнка использовать в речи предлоги: «на, в, с, у». Возьмите игрушку, например, мышку и начните играть с ребёнком. Взрослый: «Мышка встретила кошку. Мышка боится кошки. Мышка спряталась в коробку у стола. Кошка искала мышку, но не нашла и ушла спать». Покажите все действия. Теперь задавайте ребёнку вопросы: «Кого встретила мышка? Кого боится мышка? Куда спряталась мышка? Где стоит коробка?».
- Пусть ребёнок выберет две одинаковые игрушки. Например, возьмите две куклы. Теперь внимательно их рассмотрите, выделите, что у них общего, а что абсолютно разное. Подберите им имена и придумайте, чем ваши куклы занимаются. Стимулируйте ребёнка говорить фразами.
- Напротив того места, где сидит ребёнок, поставьте ширму. Выберите героя, например, мишку. Пусть мишка постучится и выйдет из−за ширмы.
Теперь начинайте играть с ребёнком и задавайте ему вопросы:
«Кто к нам пришел? (мишка)»
«Кого нет? (мишки)»
«Кого мы будем кормить? (мишку)»
«Кому мы сейчас почистим зубки? (мишке)»
«С кем ты играешь? (с мишкой)»
«На ком одета шапка? (на мишке)»
В этом упражнении ребёнок учится правильно отвечать на вопросы, изменять существительное по падежам, использовать в речи предлоги.
Упражнения для детей дошкольного возраста
Покажите ребёнку сказочного героя. Это может быть «Незнайка» или герой из современного мультфильма «смешарик Крош». Покажите дошкольнику картинки и по ним составьте предложения: «Петя катает машинку», «Катя кормит куклу», «Петя кидает мяч», «Катя заплетает косички».
Теперь ваш герой «Незнайка» или «Крош» показывают сюжетную картинку, путают слова в предложении. Ребёнок должен исправить ошибки. Например, герой говорит: «Катя катает куклу». Ребёнок: «Петя катает машинку» и т. д.
Данное упражнение учит составлять предложения по картинке, правильно согласовывать слова во фразах.
- Выставьте на столе фигуры животных, птиц, насекомых. Вместе с ребёнком назовите, кто какую пользу приносит. Например, корова дает молоко, а пчелы вырабатывают мед. Если ребёнок затрудняется с ответом, начните предложение, а малыш его закончит.
- Следующее упражнение закрепляет умение ребёнка использовать притяжательные прилагательные в речи. Возьмите мяч. Бросая ребёнку мяч, называйте прилагательное, ребёнок подбирает к этому слову существительное. Взрослый: «Лисий», а ребёнок: «Лисий хвост» и т. д.
- Нарисуйте картинки с животными, но изобразите их с неточностями. Дорисуйте человеку рога, кошке — копыта, собаке — крылья. Попросите ребёнка назвать ошибки полным предложением и исправить их на картинке.
Все упражнения направлены на развитие грамматического строя языка. Можно самим придумывать истории и упражнения. Главное, чтобы вашему ребёнку было интересно и полезно.
Развитие речи с помощью пальчиковых игр
Развитие речи очень сильно зависит от развития согласованных движения пальцев рук. Каждый родитель слышал о «пальчиковых играх», но редко кто с детьми ими действительно занимается. Развитие речи важно для детей в любом возрасте. Расскажем несколько игр с пальчиками, которые будут благотворно влиять на развитие речи и развивать точные движения пальцев рук.
- Ах, водичка, водичка, вода!
Будем здоровыми всегда!
(Потирать ладошки)
Брызги тут и брызги там
(Стряхиваем руки)
Весело всегда нам!
- Я в руке флаг держу,
Красный флаг я понесу
И прохожим помашу!
(Опускать и поднимать ладонь правую и левую по очереди).
- Лодочка красивая по озеру плывет,
Ребят послушных подвезет.
(Две ладони ребёнка прижать друг к другу, и поставить «ребром» на стол. Качать ладонями из стороны в сторону).
- Быстро скачет на лужайке
Беленький, пушистый зайка!
(Поднять вверх указательный и средний пальцы, остальные пальца прижаты к ладонь).
- Вот малыш идет по дорожке.
Шагает он через кочки.
На правой ножке постоит
На левой — постоит
По сторонам поглядит, устанет и поспит.
(Указательный и средний палец «шагают» по столу. Повторить игру каждой рукой по очереди).
- Дружим с пальчиком большим
(Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх)
В гости ходим часто!
(Две ладони приставить друг к другу углом)
Есть и братцы у него:
Указательный — дружок,
Средний любит пирожок,
Безымянный и мизинчик
Прыгать любят и шалить.
(Называем и показываем каждый палец, соединяем с большим пальцем)
Вместе пальчики — братишки
(Сжимать пальцы в кулак и разжимать)
Неразрывные друзья!
И работа им любая
Нравится всегда!
(Соединить руки в «замок»).
Малыши с удовольствием будут повторять несложные стихи и движения рук за вами. При регулярных занятиях пальцы ребёнка станут ловкими и сильными, а речь станет красивой!