19 ноября весь наш цивилизованный и переполненный автомобилями мир отмечает Всемирный день памяти жертв ДТП. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно травмы в ДТП получают 50 млн человек в мире, причем 1 млн пострадавших умирает в результате аварии. Конечно, безопасность на дороге во многом зависит от погоды, качества дорожного покрытия, других участников движения и т. п., но именно главные действующие лица — водители — определяют в итоге, произойдет ли авария и насколько катастрофичной она будет. MedAboutMe заинтересовался, а какие водители — самые безобидные, у кого меньше всего аварий на счету?
Мы не будем рассматривать водителей, которые принимают лекарства, повышающие вероятность попадания в аварию, а также тех, кто нарушают закон и садится за руль в нетрезвом виде или под действием наркотических веществ. Как показывают исследования, иногда даже совершенно добропорядочные и законопослушные граждане могут оказаться не менее опасными водителями, чем пьяный наркоман.
Эмоции водителя и риски ДТП
Канадские исследователи выяснили, что раздражение и агрессия со стороны водителя — угроза для всех участников дорожного движения. Нервничающие и раздраженные люди за рулем на 78% повышают вероятность попадания в ДТП. Примерно так же возрастает риск при курении марихуаны. Причем чем меньше водитель скрывает свои негативные эмоции, тем более он опасен: брань и неприличные жесты отвлекают его от происходящего на дороге, с ним просто опасно находится в одной машине или даже на одной дороге. Поэтому чем спокойнее водитель, тем безопаснее он водит.
Дефицит сна
Эксперты в области безопасности на дорогах в США считают одними из самых опасных водителей тех, кто не выспался. Если человек спал менее 7 часов предыдущей ночью, вероятность того, что он попадет в аварию, возрастает в зависимости от степени дефицита сна. Если сна было меньше всего на час — риски возрастают в 2 раза, если же человеку удалось поспать всего 4 часа, а то и меньше — в 11,5 раз. Причем сильнее всего недосып действует на молодежь и пожилых водителей. Владельцы автомобилей среднего возраста худо-бедно справляются с нехваткой сна.
Недосып действует так же, как алкоголь, концентрация которого в крови составляет от 1,2 до 1,5 промилле. Особенную опасность представляет хронический недосып, когда водитель получает недостаточно сна хотя бы на протяжении трех дней подряд.
Отдельную опасность представляют собой люди, страдающие от сонного апноэ и не занимающиеся его лечением. В ходе симуляционных тестов такие пациенты в 2 раза чаще не могли пройти завершить тест, чем обычные водители. Людям с сонным апноэ было сложно придерживаться четких инструкций по вождению, которые выдавались им в начале теста, они также чаще допускали сбои в процессе «ведения машины». 35% из них признались, что «клевали носом» за рулем (в контрольной группе этот показатель составил только 11%).
Практика подтверждает данные ученых: люди с сонным апноэ попадают в аварии в 2,5 раза чаще обычных водителей. При этом среди пациентов, которые использовали терапию СИПАП на протяжении хотя бы 4 часов в сутки, вероятность попадания в ДТП снизилась на 70%.
Внимание водителя и отвлекающие факторы
12% всех автомобильных аварий происходит из-за того, что водитель отвлекается от дороги. Согласно данным разных исследований, чаще все это происходит со следующими категориями людей:
- экстраверты, которые в итоге водят более рискованно, чем интроверты;
- люди с расстройствами психики — и это более опасные водители, чем психически здоровые граждане;
- подростки — одна из самых непредсказуемых и опасных на дороге групп водителей. Для сравнения: в лидерах рейтинга безопасности — пожилые дамы с опытом вождения (если опыта недостаточно — они перемещаются в группу повышенного риска ДТП).
Вообще в США проблема подросткового вождения стоит особенно остро. По данным опросов, 94% юных водителей в возрасте от 16 до 18 лет считают неприемлемыми текстинг (отправку СМС) и проверку электронной почти во время вождения. Эксперты утверждают, что обмен СМС-ками повышает риск попадания в ДТП на 400%! И при этом 34% участников опроса, несмотря на благие намерения, занимались текстингом за рулем хотя бы раз за последний месяц. Сегодня подростки в США — самые опасные водители именно из-за того, что они с легкостью отвлекаются от дороги.
Риск попадания в ДТП резко увеличивается уже через 2 секунды отвлеченного внимания. Но чтобы прочитать текст СМС, водитель должен отвлечься минимум на 5 секунд. За это время при скорости примерно 90 км/час он проезжает «вслепую» расстояние длиной с одно футбольное поле. О какой безопасности на дороге может идти речь?
Правда, уточняют исследователи, 40% подростков указали, что, будучи пассажирами, регулярно видят, как водители — в том числе и их родители — общаются по телефону во время вождения, как голосом, так и при помощи СМС-сообщений. Так что им есть с кого брать пример.
Советы водителям
Спокойствие, только спокойствие.
Дыхательные упражнения, курс по обучению управлению своим гневом, успокаивающая музыка — все эти методы кажутся смешными, но их применение может помочь избежать катастрофы.
- Тише едешь — дальше будешь.
Один из самых важных советов автолюбителям. Конечно, это не значит, что надо всегда плестись со скоростью 40 км/час. Но и гнать под опасные 200 км/ч — тоже не стоит. А чтобы не было повода лишний раз нажимать на газ, нервничая от нехватки времени, можно выходить из дома пораньше — тогда не придется спешить, как на пожар.
- Здоровый сон — залог безопасности.
Перед поездкой на автомобиле следует высыпаться. Хронический недосып — абсолютно нормальный повод оставить дома машину и отправиться на работу общественным транспортом.
- Контроль за собственным здоровьем.
Если человек страдает от каких-либо патологий, влияющих на вождение, ему следует обратиться к врачу и решить эту проблему. Или не садиться за руль, подвергая опасности окружающих.
- Самый безопасный водитель — тот, кто занимается только вождением.
Он не звонит по телефону, не пишет и не читает СМС, он даже не слушает музыку и не общается с пассажирами. Возможно, это самый скучный в мире водитель, но именно с ним шансы добраться до места назначения живым и здоровым возрастают многократно.
Специалисты напоминают взрослым: важно прививать культуру вождения детям с детства. Это значит, что ребёнок в машине должен видеть, как его родители откладывают в сторону телефон, пристегиваются ремнями безопасности и демонстрируют корректное поведение по отношению к другим участникам движения.