02.10.2018 Обновлено: 17.04.2020 1567

Родители и школа: приучаем ребенка к самостоятельности

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ваше мнение

Оставить отзыв

Воспитание ребенка — одна из главных задач любящих родителей. Как правильно вести себя, когда дело касается школы? Многих мам и пап, с наступлением первых учебных дней начинают терзать мысли о том, стоит ли помогать маленькому школьнику в решении домашних задач, сидеть ли рядом и контролировать каждое движение или дать возможность разбираться самостоятельно. Как не бросить ребенка на произвол судьбы в трудный момент и одновременно развить в нем самостоятельность, поговорим в статье.

Дети и родители: выполнение домашнего задания

Дети и родители: выполнение домашнего задания

Воспитание родителей касается не только «слова», но и «дела». Чаще пустые наставления не приносят нужной пользы. Требуются конкретные действия, контроль и внимание. Касается это и выполнения домашних заданий.

Можно ли помогать ребенку? Мнение ведущих психологов звучит довольно жестко: «Помогать можно, выполнять за него — нет». Для лучшего понимания ситуации следует разобрать эту фразу на конкретных примерах, опираясь на возраст школьника.

В начальных классах нужно оказывать посильную помощь малышу, только начинающему раскрывать свои познавательные функции. В этот период еще не ставятся оценки и первостепенная задача, как родителей, так и школы — приучить к новому режиму и требованиям. Здесь важно не столько само выполнение домашнего задания, сколько формирование у малыша новых умений. А это процесс, который требует контроля взрослого для своевременного внесения коррективов. Поэтому присутствовать рядом вовсе не повредит. Процесс адаптации к новым условиям, взаимодействие с одноклассниками, а также изменение правил организации деятельности сложны для ребенка. И воспитание родителей на данном этапе должно свестись к посильной помощи в процессе адаптации.

При этом самая важная памятка для родителей — поддержать ребенка, а не сделать все за него. Ведь выполнение домашнего задания тренирует первоклассника не только тому, как следует писать и читать, но и помогает организоваться. Он постепенно учится следить за своими принадлежностями, складывать портфель, готовить одежду, собирать необходимые вещи в соответствии со школьным расписанием.

Для детей старшего возраста от 4 класса и выше, постоянно находящиеся рядом родители — не самый лучший вариант. Формирование самостоятельной личности предполагает столкновения с некоторыми трудностями. Конечно, если ребенок просит о помощи — отказывать тоже нельзя. Ведь даже взрослому человеку порой бывает не видно решения, лежащего на поверхности. Чего уж говорить о детском уме. Поэтому, если школьник просит помочь — важно доходчиво объяснить или заняться совместным поиском ответа. Но при этом не делать уроки вместо него. Если ребенок справляется самостоятельно — не стоит мешать ему своим присутствием вовсе. Дополнительный контроль в таком случае будет выглядеть в его глазах как недоверие, провоцируя неуверенность.

Воспитание родителей: растим самостоятельную личность

Для того чтобы воспитать в ребенке самостоятельную личность, важно давать ему понять для чего нужны те или иные действия. Что дает ему школа, какие возможности? Ведь неспособность и нежелание учиться в старших классах, чаще вопрос именно недостатка мотивации. А это влечет за собой несформированность навыков дисциплины и самоконтроля.

Практически у каждого взрослого есть работа, предназначение, обязанности. И родители должны доходчиво объяснить школьнику, что учеба — это его работа на данном этапе жизни. И выполнять ее нужно каждому за себя. Из этого следует, что раз ребенок не может пойти на производство и выполнять обязанности руководителя, технолога или кого-то иного, значит и мама не должна выполнять з