Представьте себе школу, в которой «день самоуправления» длится годами. Где ученики имеют равные права с учителями, администрацией и даже директором. Где школьники могут даже нанимать или увольнять педагогов без учета их мнения и заслуг.
А теперь представьте себе, что даже первоклашки могут сами выбирать, какие предметы им изучать, как долго, когда начинать и когда заканчивать (или бросать на полпути). Будет ли работать такая система? MedAboutMe рассказывает о демократическом школьном образовании.
Демократия и анархия как образовательные методики
Всего существует три типа школ «свободного» образования: Саммерхилл в Великобритании, школы Садбери по названию долины Садбери, США, и анархистские свободные школы.
Анархистские свободные школы сегодня присутствуют только в исторических фактах. Созданные на волне реформ образования XIX века в США и Испании, они прославились не только развитием свободы мышления у детей, но и радикальными актами взрослых, получавших образование на вечерних курсах в этих школах.
Взрывы на улицах, бомбы, брошенные во время королевского шествия, попытки покушения на Рокфеллер и его жену привели к полицейским расследованиям, после которых заведения были закрыты. Однако идеи Франческо Феррара, сенатора Италии и идейного основателя свободной школы, частично используются в системе образования и сегодня. Например, это его мысль — разрешать детям не сидеть за партой, что улучшает процесс усвоения знаний.
Демократические школы двух типов несколько различаются по философии, методикам. В целом они ближе к идеям домашнего и внешкольного образования, нежели к классическим школам. Именно как противопоставление традиционному обучению они и были созданы.
Саммерхилл — старейшая демократическая школа
Школа Саммерхилл была основана еще в 1921 году в Саффолке, Великобритания, примерно в 120 км от Лондона. Сегодня здесь обучаются около сотни школьников, причем половина из них — иностранцы, дети из Германии, Франции, Швейцарии и азиатских стран.
Удивительно, но факт: в отличие от анархистских школ Саммерхилл за почти век существования не претерпел особых изменений. Хотя в начале 2000-х инспекция по образованию признала получаемые детьми в школе свободы излишними, и администрации пришлось несколько переработать правила, включив в школьный совет и взрослых представителей с правом голоса. Но в целом все также преследуются цели «воспитания свободой», по выражению основателя школы А. Нила.
Предназначение каждого ребёнка — прожить свою жизнь, собственную, а не ту, к которой готовят его родители, и не ту, которую предполагает педагог, уверенный, что знает все лучше.
Основа философии Нила — вера в то, что ребёнок умен и ориентируется на действительность. Если на него не оказывать давления, он сам будет развиваться настолько, насколько это возможно в каждом конкретном случае. А личная свобода — это гарант счастья, залога гармонично развитой личности. Эмоциональное развитие, по мнению основателя Саммерхилла, намного важнее интеллектуального. В первой демократической школе преобладает комфорт и отсутствует давление, зато изучаются принципы самоуправления, равенства, а также немало трудовых дисциплин. Самое главное — научить человека мыслить, в таком случае он сам успешно наполнит свою голову знаниями.
Саммерхилл — школа-пансион, где дети живут и учатся. При кажущейся анархии есть строгие правила, например, время подъема с кровати и одевания ограничено, при опоздании в класс — штраф: 10% от карманных денег или полчаса общественных работ. Расписание отбоя зависит от возраста. В старших классах отбоя нет, но тихий час начинается в 10.30, и шуметь в это время также грозит штрафом.
Начало занятий в 9. Ученики разделяются на три группы по возрастам, от 5 до 18 лет. Для малышей преподаватель оргаинизует активность по общему запросу ( в которой можно и не участвовать), старшеклассники выбирают себе тему занятия самостоятельно. Во время пребывания в классах нельзя мешать другим учиться, смотреть телевизор и пользоваться электронными девайсами, если этого не требует процесс обучения.
В целом ученикам стараются дать базовое образование, соответствующее стандартам. Но насколько они преуспеют в этом, зависит от личного выбора. При этом успешность выпускников подчеркивается количеством студентов вузов: В Саммерхилле он выше, чем средний по стране.
В Саммерхилле не путают самоуправление, вседозволенность и анархию. Большие права означают и большую ответственность. Ученики понимают, что без учителей образование не получить, и увольнять всех педагогов никто не хочет. Зато выдвинуть кандидатуру для зачисления в штат нового преподавателя вполне можно.
Школы Садберри
Школа Садбери — самый известный американский пример демократической школы. На территории США есть таких 35 школ, и еще одна находится в Сиднее, Австралия. Первая школа Садбери была основана в 1968 году после того, как группа родителей и экспертов в области образования решила создать школу, в которой основное внимание уделялось бы детям, их личным предпочтениям.
Эти школы, как и все частные, финансируются за счет частных сборов и федерального бюджета. Стоимость обучения выше, чем в обычных школах (в большинстве своем бесплатных), но примерно в два раза ниже, чем в средней частной школе. Ученики, посещающие школы Садберри, не подвергаются тестированию, и практически никогда не сталкиваются с ситуациями, когда их знания и умения кем-то проверяются. Педагоги (которые могут не иметь педагогического образования) для общего понимания динамики по каждому ученику пытаются сопоставить его темпы с национальной учебной программой. Однако не путем тестов, а изучая то, чем интересуются в данный момент ребёнок и насколько глубоко он «погружается» в предмет. И эти результаты изучения прогресса ученика ни на что не влияют.
Что доступно школьникам-демократам?
Чтобы полностью понять, как устроены школы полной демократии, нужно осознать основную идею: никто никого не контролирует. Ребёнок или подросток, а в такие школы принимают в любом возрасте, от 4 до 18 лет, имеет право сам решать, когда куда пойти и чем заниматься.
Большинство родителей переживают, что дети просто ничего не будут делать. И да, какое-то время может быть и так, но мы, люди — особый вид, обладающий любопытством и врожденной потребностью учиться. Люди могут сидеть без дела какое-то время, но потом им становится скучно и хочется заняться чем-нибудь.
На врожденном любопытстве и потребности что-то делать и изучать основан весь процесс образования. Ребёнок будет заниматься тем, что ему интересно, и постепенно увлекаться знаниями в той области, которая его наиболее интересует.
Я попал в школу Садберри тинейджером, после буллинга и изоляции в обычной школе. Я уверен, что во время этого решения никто в семье, и я в том числе, не понимал, во что я ввязываюсь.
Почти весь первый год я играл в компьютер. Потом я нашел музыкальную комнату в том же коридоре. Постепенно я стал чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы общаться со сверстниками.
Общение в школе Садберри в корне отличается от обычных школ. Нет никакого разделения по возрасту, ограничений. Мы разговаривали на огромное количество различных тем, от непристойных до философских.
Сейчас я изучаю нейробиологию в Гарварде, этот интерес появился после стремления понять, как музыка трансформируется при переходе из одной культуры в другую.
Попав в школу, любой сторонний наблюдатель решит, что сейчас — перемена. Ученики могут находиться на улице, играя в баскетбол или разучивая песни под гитару, болтать в коридоре, читать книги на подоконнике. Нет никаких учебных правил. Есть правила поведения, например:
- не шуметь в «тихих» комнатах;
- не портить оборудование и имущество школы;
- не употреблять наркотики;
- не относиться к кому-либо оскорбительно, унижать любым способом и т. п.
За исполнением правил следит Юридический комитет, избранный из учеников и сотрудников. Сотрудников в школе, к слову, примерно в 20 раз меньше, чем учеников, и права у всех равны. Один человек, не важно, 4 года ему или 60, — 1 голос. На еженедельном школьном собрании можно проголосовать за школьные правила, утвердить список необходимых школе покупок, выдвинуть инициативу по организации школьного курса с изучением нового предмета и т. д. А раз в год тайным голосованием дети поддерживают или прекращают контракт педагогов со школой. И да, четырехлетние «самоуправленцы» тоже в нем участвуют.
Школа организует все необходимое для стимуляции изучения и исследования: есть оборудование, различные специальные комнаты: компьютерная, игровая, кухня, музыкальный кабинет, исследовательские лаборатории, комната искусств, столярная мастерская. Если чего-то не хватает, ученик обращается в школьный комитет с просьбой выделить средства на закупку или же зарабатывает деньги сам, например, продажей поделок или съестного в школе.
Классы и разделение по возрастам отсутствуют. Наиболее важный ресурс — общение учащихся, ученики имеют возможность видеть, что делают другие, слышать разговоры, участвовать в обсуждениях с младшими или старшими школьниками. Игры помогают малышам учиться. Так, самые маленькие обучаются читать, играя вместе со старшими в компьютерные, настольные игры с буквами или словами, и учатся, не осознавая, что это — изучение алфавита, слогов, букв.
Ни проверок, ни контрольных, ни расписания в школе нет. Ученик свободен в своих действиях, пока соблюдает общие правила поведения.
Отсутствие организованного образовательного процесса: плюсы и минусы
К плюсам, несмотря на кажущуюся хаотичность обучения, относят его результаты. Согласно исследованиям, выпускники таких школ позитивнее относятся к процессу обучения, больше учатся сами в сравнении со сверстниками, имеют более высокую самооценку и в 80% поступают в колледжи после окончания школы (и заканчивают его). В среднем по США количество желающих продолжить образование после школ — 69%. Хотя многие выпускники демократических школ, как и те, кто находился на домашнем обучении, сталкиваются с проблемой прохождения стандартизированных тестов, особенно итогового SAT, аналога ЕГЭ.
Школа помогла мне стать независимой и самой решать, чего я хочу. И добиваться целей. Некоторые предметы давались мне очень нелегко, например, правописание и математика. Я совершенно не умела сдавать тесты, не знала, что это.
Отметки по математике и английскому в моем тесте SAT были ужасны, я к ним не готовилась совсем. Решила сдать из любопытства, потому что в первый раз мне собирались выставить какие-то отметки. Но именно математика и английский были моими слабыми местами. И по результатам казалось, что поступление в колледж — за пределами моих возможностей.
Однако в Садберри я научилась высказывать, обосновывать свою точку зрения и заставлять окружающих ее услышать. Это мне и помогло поступить туда, куда я хотела, после собеседования с деканом. Теперь я дипломированный юрист со специализацией на криминальном праве.
Демократическая система образования, также, как и любая другая, подходит не каждому ребёнку. Сама идея развития детей через самомотивацию и самоопределение прекрасна, но, например, с излишне импульсивными детьми она не сработает, или же период адаптации к бесконтрольному процессу затянется на долгие годы.
Второй важный момент: выпускники не умеют делать то, что не хочется, их к этому не приучали. И для это может быть проблемой при получении последующего образования: как заставить себя для получения желанной профессии учить логарифмы, если в школе и близко не подходил к таблице умножения? Для такого уровня самодисциплины нужна высокая мотивация и вера в свои силы. Хорошо, что именно такую базу демократические школы и стараются дать детям. Плохо, что срабатывает этот принцип не со всеми.