Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребёнка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде аж до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребёнка, строже надо воспитывать!
Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», порталу MedAboutMe расскажет специалист Светлана Каширина (сертификат Южно-Калифорнийского Университета по сенсорной интеграции).
Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».
То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.
Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребёнок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.
То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребёнок совсем не голоден.
Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребёнка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения.
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.
Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Методы диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей и взрослых
Достаточно одного типа нарушения, чтобы значительно осложнить жизнь ребёнку и родителям. Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении.
Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений?
При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо». По данным исследователей, каждый 6-ой ребёнок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?
- Нарушения обработки слуховой информации:
дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
- Нарушения зрительной системы:
ребёнок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
- Нарушения тактильного восприятия:
дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
- Моторные, вестибулярные дисфункции:
при таких типах нарушений ребёнок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво.
И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).
Родители, конечно, лучше всего знают своего ребёнка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему.
Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребёнок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной — недочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции.
Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику. Диагностика основывается на полном сборе анамнеза, проведении специализированного теста, иногда вспомогательных тестов и сбора информации при помощи родительских опросников, т.е. представляет комплексную оценку.
Что включает в себя комплексная оценка?
Она включает в себя 3 компонента:
- проведение стандартизованного теста, когда это возможно, сюда включены СИПТ — Тест сенсорно-интегративных и моторных способностей, БОТ-2. Стандартизированный тест включает в себя 17 подтестов, требующих от испытуемых выполнения визуальных, тактильных, кинестетических и моторных проб, и позволяет провести наиболее полную, расширенную диагностику сенсорных нарушений и моторных навыков. Обычно проведение такого теста требует нескольких часов. Проведение стандартизированного теста не ведет к постановке официального диагноза. Стандартизированная оценка может дать дополнительную информацию, т.е. вполне отвечать запросу родителей детей, которым еще не поставлен диагноз, а также у которых уже стоит какой-либо диагноз;
- наблюдение. Субъективный анализ сильных сторон и ограничений возможностей ребёнка, а также детальное клиническое наблюдение в естественных (не тестируемых) условиях. Иногда, при условии, что мы не можем провести стандартизированный тест, когда не позволяет ранний возраст ребёнка или его состояние, мы наблюдаем его в естественной среде, сенсорной двигательной комнате;
- стандартизированный родительский опросник. Это могут быть как узкие опросники по сенсорной интеграции, так и более широкие опросники, дающие нам более полное представление о состоянии ребёнка: не только о работе сенсорных систем, но и о психоэмоциональном состоянии, поведении и т. п.
В центре Социального развития и обучения «Мир Ощущений», например, используется широкий набор стандартизированных профессиональных тестов и оценочных опросников для родителей и специалистов, которые взаимодействуют с ребёнком — педагогов и учителей. Проводимые специалистами тесты варьируются согласно возрасту, уровню и поставленной цели.
По результатам диагностики терапевт составляет сенсорный профиль ребёнка и ставит цели, которые должны быть достигнуты в процессе вмешательства.
Кому и как помогает терапия?
Исследования доказывают, что до 90% детей с аутизмом страдают от дисфункции сенсорной интеграции, заставляющей их, по мнению окружающих, чрезмерно остро реагировать на те или иные раздражители, которые нормотипичные люди неосознанно игнорируют. Однако существует и обратная связь: в некоторых случаях, когда нарушения обработки сенсорной информации выражены достаточно ярко, может быть ошибочно поставлен неверный диагноз только на основе подобной симптоматики. Терапия сенсорной интеграции считается эффективным методом для таких случаев, а также может улучшить состояние и при ряде других диагнозов, нарушений, в том числе и не диагностированных причин дискомфорта от различных раздражителей.
Помимо описанной симптоматики на терапию коррекции сенсорной интеграции приходят родители детей, у которых есть трудности с письмом, проблемы с осанкой и сколиозы, страхи, фобии, проблемы с речью и любым видом моторики, координации движений. Показаниями к терапии являются также гиперактивность, мышечные контрактуры, нарушения речевого, психического развития, детский церебральный паралич, а также восстановительный период после операций, переломов костей, травм. Используется метод для улучшения состояния у детей с синдромом Дауна, аутическим спектром и т. д.
В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение…
Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.
Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребёнком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребёнка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС.
Что нужно знать, когда Вы принимаете решение начать занятие по СИ:
- Обеспечение безопасности
Сенсорно-интегративное вмешательство по Айрес — это в первую очередь работа с движением и моторным планированием, праксисом. Поэтому важно иметь достаточное пространство и оборудование для развития сенсомоторных навыков. Ребёнок должен иметь возможность быстро перемещаться по пространству и снарядам.
Во время проведения вмешательства мы часто предлагаем ребёнку сложную исследовательскую физическую активность. Зачастую во время вмешательства ребёнок принимает потенциально опасные физические положения и экспериментирует с разными сенсорно-насыщенными видами активности для развития и оттачивания новых сенсомоторных навыков. Мы должны подготовить безопасное помещение и быть готовы поддержать, перехватить ребёнка, если этого требует ситуация. Маты, подушки, подкладки должны быть всегда закрывать поверхность, а также находиться под рукой терапевта. Терапевт должен всегда занимать место рядом с ребёнком, чтобы помочь ему принять то или иное положение, стабилизировать его на снаряде, должен предупредить нежелательные, потенциально опасные движения и положения ребёнка. Для получения богатого вестибулярного и проприоцептивного опыта используется подвесное оборудование, такое, как качели или подвесные валики, гамаки, в том числе эластичные, трамплины, лестницы, роликовые доски, туннели, утяжеленные предметы и т. п. Оборудование позволяет проводить все виды движения: линейное, вращательное и угловое.
- Игровая деятельность
Вмешательство, проводимое терапевтом, построено, как игра, где ребёнок является активным участником, лидером, где он вовлечен в осмысленную деятельность, требующую от него адаптивной реакции. Вмешательство, проводимое по методу сенсорной интеграции, формирует базу для эффективной работы всех сенсорных систем и их взаимодействия, что необходимо для формирования правильного адаптивного поведения, реакции на внешние события, а также процесса обучения и социального взаимодействия. Т. к. основной нашей деятельностью является игра, изменения, которые мы ожидаем, проявляются через игру. Наши сессии направлены на процесс в целом, а не на конкретные задания.
- Время проведения терапии
Оно может варьироваться от 30 до 60 минут. Интенсивность проведения 2-3 раза в неделю, год и более. Задача сенсорно-интегративной терапии состоит в поддержании уровня активности ребёнка, который позволяет быть включенными и контролировать эмоции и поступки.
Мы чаще всего используем интенсивную модель вмешательства 3-5 раз в неделю. Последние исследования убедительно доказывают, что частые систематические занятия необходимы для присвоения навыка нервной системой и его внедрения, переноса на повседневное поведение. В процессе проведения терапии мы проводим промежуточные и конечные тестирования.
При необходимости вмешательство по сенсорной интеграции может дополнено другими мероприятиями, методами, такими, как слуховая терапия, занятия с логопедом.