В жизни современного человека присутствует достаточно много факторов стресса. Это и конкуренция в трудовой сфере, и дорожное движение, и большое скопление людей в общественном транспорте. Дополнительный стресс взрослые люди получают от участия в жизни ребёнка. Многочисленность концепций воспитания, пребывание в детском саду, затем в школе, сдача экзаменов — все это является серьезным испытанием для психики детей и взрослых.
Стресс в жизни современных родителей
Современные родители уделяют психическому здоровью ребёнка гораздо больше внимания, чем взрослые 20-30 лет назад. Изменились требования общества и школы, предъявляемые к питанию, условиям жизни и уровню развития ребёнка. А во времена их собственного детства требовалось совсем немного — чтобы дети были накормлены, обуты и одеты.
Детство «с ключом на шее» ушло в небытие. Родители уже не смогут предложить ребёнку пообедать у соседей, и едва ли найдут в себе смелость взять его с собой на работу. В крупных городах дети 7-8 лет почти не гуляют одни на улице. Многих школьников забирают из школы няни или гувернантки.
Среди основных стрессовых факторов для родителей на первом месте — страх за ребёнка. Действительно, опасных ситуаций стало больше — возросло количество машин на дорогах и случаев исчезновения школьников и дошкольников. Кроме этого, взрослые переживают стресс из-за адаптации к детскому саду и развития ребёнка. От высоких и взаимоисключающих требований общества подчас страдают матери, вынужденные с момента рождения ребёнка выслушивать советы от незнакомых людей или ссориться с собственными родителями.
Современная школа может являться дополнительным фактором родительского стресса. Чаще всего раздражение вызывает необходимость общения с другими людьми, чьи взгляды на обучение школьников не всегда вызывают понимание. Многие матери и отцы жалуются на необоснованный сбор денег в школах, рост цен на учебники и школьную форму, сложности в освоении школьной программы и высокие требования к ребёнку.
Что раздражает родителей в школьной жизни детей?
Начало нового учебного года — серьезный источник стресса не только для школьников, но и их мам и пап. Уже с середины августа необходимо задуматься о приобретении школьной формы, учебников и школьных принадлежностей. Школьникам грустно, что заканчивается лето, и нужно снова вставать рано утром, делать домашние задания и посещать дополнительные занятия. А их семьям придется посещать родительские собрания и слышать о не самых приятных нововведениях.
Сегодня многие мамы приходят к выводу о том, что «первый класс — второй декретный отпуск». Первоклассникам требуется помощь не только в психологической, но и в академической адаптации к школе. Учителя больше не заинтересованы в дополнительных занятиях с учениками, которые не усваивают программу так же быстро, как другие. От ребёнка требуется прийти в первый класс уже подготовленным, с необходимыми навыками по чтению, письму и арифметике.
Школьная программа для начальных классов часто строится таким образом, что даже взрослые не в состоянии понять логику задания. Некоторые выкладывают в интернет образцы сложных, а иногда и просто абсурдных задач и текстов из учебных пособий для начальной школы. Многие педагоги и классные руководители считают, что помощь в освоении школьной программы — задача семьи, а не школы.
Другой стрессовый фактор — это «финансовая помощь» школе. Семьи школьников вынуждены находить дополнительные средства на различные нужды — ремонт класса, внеклассные развлечения, подарки к праздникам. Многие мамы школьников также жалуются на «родительские чаты» в Viber или What’s App. Достижения современной техники не позволяют ни на минуту отвлечься от школьных проблем.
Поскольку многие семьи убеждаются в том, что реальных знаний школа дает мало, они находят выход в надомном обучении школьников. Чрезмерная вовлеченность семьи не только в учебный процесс, но и в общественно-экономическую жизнь школы продолжает оставаться дополнительным стрессовым фактором для школьников и их мам и пап.
Как детям и родителям избежать стресса от школьной жизни?
Семьи предъявляют достаточно много претензий к школам, где учится ребёнок. Это могут быть недостаточно высокая квалификация учителя, недостаточно позитивное отношение к конкретному ребёнку, слишком простая или слишком сложная программа. Далеко не все мамы и папы в восторге от высокой вовлеченности в школьную жизнь. Но, к сожалению, заставить педагогов полюбить предметы или изменить программу они не в силах.
Вовлеченность взрослых в выполнение домашних заданий может быть оправдана только в отношении первоклассника. Стремление делать уроки в дальнейшем может привести к тому, что школьник не сможет самостоятельно решать задачи или писать сочинения. Семья может помочь на определенном этапе, но ей не под силу главное — думать за ребёнка.
Выходом из стрессовой ситуации, связанной с учебой, может быть переход ученика в другую школу, программа которой больше соответствует ожиданиям семьи и самого ребёнка. Если ему неинтересно, как преподается предмет, он всегда может попробовать альтернативные методы обучения, занимаясь самостоятельно или с помощью репетиторов.
Рост требований к подготовке учеников, материальной базе семей и академическим успехам делает жизнь детей, мам и пап сложнее. Работа, домашнее хозяйство и общение с ребёнком требует энергии. Поэтому активное участие семьи в школьной жизни является дополнительным стрессовым фактором. Хотя, подготовка презентации всей семьей может кому-то показаться интересной.
От родительских семей не требуется полное выключение из школьной жизни ребёнка. Поэтому они могут оставить за собой решение определенных вопросов, но при этом предоставить школьнику больше самостоятельности, научив правильно работать с информацией и учебной программой.