Бесспорно, сказки про Красную Шапочку и Золотую Рыбку, — как и многие другие, вобравшие в себя вековую мудрость, — всегда будут актуальны, ибо затрагивают вечные вопросы воспитания. Другой вопрос, что родители не всегда могут разобраться, отчего ребёнок начинает предпочитать одних персонажей другим? Психолог, к.м.н. Алина Байбанова утверждает, что детские сказки не только способствуют формированию у ребёнка фантазии и чувства сопереживания, но и помогают лучше раскрыть его характер и даже скрытые комплексы.
Используя свой большой опыт выведения семей из трудных житейских ситуаций, психолог в формате анализа детских сказок представила свое видение решений актуальных проблем. Творческим итогом стала книжка «Взрослые и дети», которая выходит в январе 2017 года. Автор любезно согласилась поделиться анонсом своих рассказов на портале MedAboutMe.
«Снежная королева»
Если любимый персонаж вашего ребёнка — Герда, значит, идет процесс формирования сильной и целеустремленной личности спасателя. Творить добро в ущерб себе и остальным — часто становится смыслом существования таких людей.
Снежная королева — кумир девчонок, в понимании которых контрольный пакет ОАО «Карьера, красота, богатство» — прерогатива ледяных женщин. И, возможно, неподалеку есть некто взрослый, кто транслирует эти идеи.
Кай может мощно отзываться в ребёнке, ощущающем себя слабым, зависимым и ведомым, избегающим ответственности.
Как же помочь ребёнку в его гармоничном развитии, как избежать «перекосов» в ту или иную сторону? Психолог дает ответы, проводя анализ сложной многоуровневой сказки.
«Зима в Простоквашино»
Эта сказка — воплощение мечты практически каждого ребёнка: иметь друга-зверушку и территорию, на которой царствует свобода, где он может полностью быть собой, что по тем или иным причинам далеко не всегда ему удается в реальной жизни. Сказка может быть особенно близка детям, которые ощущают свое одиночество среди сверстников и имеют авторитарных родителей. Заметьте, дядя Федор не вливается в социум, не объединяет мечты с друзьями, но формирует некий обособленный параллельный мир. Там он пользуется безусловным авторитетом, но все равно нуждается в одобрении и принятии важными для него людьми — родителями.
Эта сказка — определенно для тех ребят, которые имеют особенный талант, возможно, мешающий полноценно контактировать со сверстниками, но они все равно остаются детьми, нуждающимися в признании, особенно родителей.
«Красная Шапочка»
Дети, у которых найдет отклик в душе эта сказка (может быть, они постоянно проигрывают эту историю), возможно, решают внутри себя вопрос собственной самостоятельности, готовности отделиться от мамы в определенных ситуациях. Перед ними вопрос их жизнеспособности в случае отделения: уцелею ли я?
Конечно, есть благородный мотив — накормить бабушку, который может рассматриваться и как объективное жизненное обстоятельство (необходимость идти в детский сад), и как повод отправиться навстречу приключениям. И, согласитесь, здорово, если можно выжить, даже когда тебя съели. Это возможно только в придуманных историях!
«Дюймовочка»
Девочка, которая ассоциирует себя с героиней сказки, возможно, ощущает себя беззащитной. Большинство ее страхов могут быть связаны с отсутствием в ее жизни отца (или близкого эмоционального контакта с ним). Мама при этом тоже не фонтанирует безусловной любовью, и девочка не чувствует себя с нею психологически защищенной. Ребёнок для нее является живой красивой куколкой, живущей в скорлупке. Ведь Дюймовочка через всю сказку учится защищать себя сама, и в первую очередь от различных особей мужского пола (сын жабы, крот, жук). Справившись с неприятными агрессивными свойствами мужской натуры, она все же находит своего принца, то есть обретает целостность, принимает себя.
«Аленький цветочек»
Сказка станет любимой для девочки, перед которой задача — расстаться с идеализацией мужского начала и избежать многих иллюзий. Научиться принимать и слабости своего родителя, и не бояться идти навстречу новому в человеке.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Девочка, выбравшая эту сказку Пушкина в категорию любимых сказок, ощущает, что от нее мало что зависит, роль ее пассивна. При этом предполагается, что есть некто, кто сможет ее вывести из анабиоза, чтоб она, наконец, задышала полной грудью.
Надо еще сказать, что мачеха в сказке — частенько часть неприятного образа матери, которая некой моделью поведения (возможно, ядовитые фразы) лишает дочь жизненной энергии, энергии женственности.
«Царевна-лягушка»
Если эта сказка особенно полюбилась вашей девочке — это некий сигнал, что нужна свобода, для того, чтобы оба ее полушария сосуществовали в полной гармонии. Но девочка ваша по натуре лидер: сама готова и замуж проситься, и указания раздавать.
«Буратино»
Ребёнок, выбравший эту сказку в любимые, полностью обязан родителям и испытывает перманентное чувство вины за то, что видит мир иным. В сказке отлично проигрываются отношения со сверстниками (друзья, одноклассники), а также отношения с взрослыми (педагоги). К познанию мира ваш «Буратино» тоже очень стремится, но муштра ему очень претит.
Если «держать руку на пульсе» и вовремя увидеть психологическую проблему ребёнка, а также, с помощью специалиста, грамотно ее решить, многих проблем (и даже травмирующих ситуаций!) можно избежать. Читайте правильные книги — вместе с MedAboutMe!