В новостях со всего света все больше сюжетов об актах агрессии и насилия. И нередко антигероями выступают дети, в частности, подростки. Психологи бьют тревогу из-за повышения негативных эмоций среди лиц школьного возраста и даже малышей. Чтобы минимизировать агрессию и враждебные настроения в обществе, специалисты советуют с раннего возраста воспитывать у детей эмпатию — навыки сопереживания и сочувствия окружающим. Вот несколько советов психологов о том, как это сделать.
Знакомство с эмоциями
Первый шаг к эмпатии — эмоциональная грамотность. С ранних лет полезно знакомить малыша с разными видами эмоций. Везде, где это возможно, родители могут обращать внимание детей на проявление чувств, подобно тому, как ребёнка учат распознавать цвет или числа. К примеру, прогуливаясь в парке, можно спросить малыша о том, что, по его мнению, чувствует другой ребёнок, идущий напротив, или женщина, сидящая на скамейке. Пусть малыш объяснит свою точку зрения.
Веселой тренировкой будет игра «Определи эмоцию», которую можно играть в любом месте: взрослый демонстрируют счастливую, задумчивую или грустную мимику, по которой ребёнок должен угадать показанную эмоцию. Затем можно поменяться местами. В разговорах с малышом полезно спрашивать его о том, что мог чувствовать его друг, когда у него отобрали игрушку или дали конфетку.
В век цифровых технологий стоит учитывать, что многие дети (особенно подростки) привыкают выражать свою эмоциональную оценку в виде текстовых смайликов. Родители должны призывать детей больше общаться в реальности и проявлять настоящие эмоции. Нужно научить ребёнка смотреть на собеседника, следить за мимикой и жестами говорящего, чтобы уловить его внутреннее состояние.
Немаловажный аспект в знакомстве с эмпатией — обучить детей правильно определять собственные эмоции. Когда маленький ребёнок расстроен, злиться или радуется, родители могут подчеркнуть это уточняющими фразами: «Я вижу, то ты расстроен / злишься / доволен». По мнению психологов, прежде чем дети смогут идентифицировать и сопереживать чувствам других людей, им нужно понять, как распознавать свои ощущения. Когда они научатся это делать, им будет проще работать над самоконтролем, а далее они начнут лучше узнавать эмоции окружающих и правильно на них реагировать.
Пособия-помощники
Хорошие помощники в знакомстве с эмпатией детские книги, мультфильмы, видеоролики, кинокартины которые учат добру и справедливости. Сегодня выпускается огромное количество литературы и фильмов для детей, но качество многих из них довольно низкое. Лучше всего обратиться к классическим произведениям и народным сказкам, знакомым с детства. Хорошо представлена роль добра и сопереживания в детских русских фильмах советской эпохи.
После просмотра желательно обсудить с ребёнком сюжет картины и спросить его о том, кто был положительным, а кто отрицательным персонажами и почему. Можно разыграть самую запомнившуюся сцену с помощью кукол или других игрушек. Важно узнать у малыша, хотелось ли ему помочь героям, попавшим в беду? Какие эмоции, по его мнению, испытывали персонажи в момент радости или неудачи? Совместное обсуждение книг, фильмов и телепередач — отличный способ развивать эмпатию.
Пример родителей
Сколько бы родители ни рассказывали о добрых и правильных поступках, если они сами не будут соответствовать такому поведению, то вряд ли их дети смогут к ним прислушаться. Не случайно отмечено, что ребёнок — зеркало своих родителей. Поэтому взрослым необходимо прежде всего обратить внимание на свое поведение и жизненные принципы: насколько они соответствуют тем, которым они хотели бы научить своих детей. Необходимо с уважением относится к чувствам самого ребёнка и окружающих. Чтобы малыш мог лучше понимать чувства и состояния родителей, не нужно бояться разговаривать с ним об этом и описывать собственные эмоции: «Сегодня я очень расстроен и огорчен» или «Мне радостно и весело».
Эмпатия к детям
Для того чтобы дети научились проявлять сочувствие к родителям и другим людям, они должны верить и ощущать, что взрослые понимают и уважают их чувства. Недопустимо, чтобы родители смеялись или подшучивали над неудачами ребёнка, либо заставляли что-то делать, не обращая внимания на подавленное состояние малыша. Такое поведение учит детей безразличию и эгоизму, вызывает в них агрессию и гнев, которые убивают доверие к взрослым. Но это не значит, что ребёнку нужно потакать во всем. Важно, чтобы малыш осознал, что взрослые хорошо понимают его чувства.
Поощрение доброты ребёнка
Большинство родителей поощряют детей за хорошую учебу и поведение в школе. Но в дополнении к этому важно хвалить и за проявленные ребёнком акты доброты: за то, что помог своему однокласснику, покормил бездомное животное или птиц, угостил друга сладостями и пр. Одобрение таких поступков тоже учит сочувствию и заботливому отношению к окружающим.
Чувство толерантности
По мнению психологов, родители обязаны научить детей с пониманием относиться к разным типам людей и сообществ. В этом помогут рассказы, книги или фильмы о разных расах, национальностях, культурах, религиях и мировых традициях. С ранних лет следует воспитывать в ребёнке чувство толерантности и терпимости, особенно по отношению лиц с ограниченными возможностями.
Многие дети из-за недостатка осведомленности и воспитания неадекватно реагируют при виде инвалидов или больных. Необходимо объяснить им, что это тоже полноправные члены общества и требуют к себе понимания и уважения. Для расширения кругозора ребёнка желательно посещать музеи, читать развивающие книги, смотреть научные передачи и фильмы, знакомить с кухнями мира, путешествовать, участвовать в тематических мероприятиях и пр.
Признание ошибок
Далеко не все взрослые (а тем более дети) умеют признавать свои ошибки, не перенося при этом вину на других. Однако такой навык очень важен в развитии эмпатии. Многие люди, не желая признавать свой промах, стараются выместить досаду и негативные эмоции на ком-либо из их окружения. Это выдает их слабость и невоспитанность. Следует объяснить детям, что позиция «Я всегда прав» не всегда работает. Ведь от ошибок никто не застрахован. Даже если родители что-то сделали неправильно, то им полезно поделиться об этом с детьми и вызвать у них сочувствие. Это не будет проявлением слабости, скорее наоборот, — внутренней силы и самоконтроля.