Первое сентября — очень важный день для школьников. Особенно для детей, которые идут в школу впервые. Им предстоит знакомство с учителем, налаживание отношений с одноклассниками, привыкание к новому распорядку дня, школьным требованиям, строгой дисциплине и пр. Насколько комфортно и быстро пройдет адаптационный период для ребёнка — во многом зависит от родителей.
Именно они должны создать условия привыкания будущих первоклассников к обучению в школе, подготовить их к предстоящему учебно-воспитательному процессу. И речь идет не о приобретении портфеля, формы и канцелярии. Сегодня мы поговорим о психологической и физической адаптации ребёнка дошкольного возраста к предстоящей школьной жизни.
Школьная мотивация для ребёнка
Приходя в первый класс, дети попадают в незнакомую им обстановку, сталкиваются с новыми условиями и правилами, которые требуют от них организованности, ответственности, усидчивости, внимательности, коммуникабельности.
Нередко период адаптации к школьной жизни проходит для первоклассников тяжело. Это проявляется в нервозности, капризах, частых головных болях, ухудшении аппетита, быстрой утомляемости, перепадах настроения и т.д. Часто эти трудности приводят к тому, что ребёнок теряет интерес к обучению и школе, проявляет злобу, агрессию к одноклассникам, учителю, наотрез отказывается посещать уроки.
Чтобы этого не произошло, родители должны заранее подготовить ребёнка к переменам и мотивировать его к обучению. Делать это нужно мягко, аккуратно, без запугиваний и давления. Что включает в себя мотивация к обучению в школе:
- озвучивание ближайших перспектив — получение новых навыков и знаний. Не стоит говорить ребёнку о том, что успехи в учебе позволят ему стать успешным взрослым. Дошкольный возраст — это тот период, когда детей могут мотивировать только ближайшие перспективы;
- обучение преодолению трудностей и препятствий. Дети должны научиться не сдаваться, верить в себя и свои силы, добиваться поставленной цели и доводить начатое до конца;
- помощь в формировании адекватной самооценки и поддержании ее на должном уровне;
- контроль процесса обучения с последующим приучением к самоконтролю: сначала с помощью родителей, а затем сам ребёнок должен вовремя садиться делать уроки, собирать портфель, ложиться спать;
- помощь при выполнении домашних заданий;
- оценка выполненной работы: родители обязательно должны хвалить ребёнка за успехи, проявлять терпимость и понимание к неудачам;
- участие в жизни ребёнка, создание доверительной атмосферы: нужно интересоваться тем, как ребёнок провел день, какие оценки получил, а также выслушивать его рассказы о времени, проведенном в школе, не игнорировать его желание поделиться впечатлениями.
Помощь родителей в выстраивании отношений с ровесниками
Настраивать ребёнка на правильное отношение к одноклассникам нужно еще до школы. Особенно это необходимо тем детям, которые не посещали детский сад. Они должны научиться относиться к сверстникам с уважением, как к партнерам. Нарушение взаимоотношений с одноклассниками приведет к психологической дезадаптации, появлению негатива к школе.
Какую помощь могут оказать родители в этом плане:
- приучить ребёнка не позволять себе насмешливые, обидные и критические высказывания в адрес других детей. Такое поведение способствует формированию завышенной самооценки и разрушению отношений с окружающими;
- не запрещать общаться с одноклассниками по причине личной неприязни к отдельному ребёнку или его принадлежности к семье с низким социальным статусом;
- поощрять участие ребёнка в общественных делах: совместная деятельность способствует формированию и укреплению отношений между детьми.
Здоровье будущего школьника
Психосоматика ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста во многом зависит от родителей. Плохое здоровье негативно сказывается на адаптации к учебному процессу. Часто болеющие дети пропускают много занятий, отстают в учебе, а после болезни вынуждены активно наверстывать упущенное.
Это, в свою очередь, приводит к переутомлению, нервозности, нарушению работы нервной и иммунной систем. В результате возникают новые заболевания, и снова приходится пропускать школу. Поэтому родителям нужно уделять особое внимание укреплению здоровья детей.
Режим дня ребёнка дошкольного возраста
Отдельное время нужно посвятить приучению ребёнка к определенному распорядку дня. Начинать это делать лучше за несколько недель до первого сентября, чтобы ребёнку не было тяжело в первые учебные дни. Заблаговременное приучение детей к новому режиму дня поспособствует повышению их работоспособности в школе и сохранению физического, а также психического здоровья.
Требования, предъявляемые к составлению распорядка дня будущего первоклассника:
- Выбор времени для сна.
Этот фактор зависит от физиологических особенностей отдельного ребёнка. Дети младшего школьного возраста должны спать по 10 часов за ночь, но некоторым может понадобиться 11 и даже 12 часов. Кроме того, ученикам начальной школы также рекомендован дневной сон — около 2 часов.
- Чередование работы и отдыха.
Придя со школы, первоклассник должен отдыхать несколько часов и только потом садиться делать уроки.
- Контроль загруженности.
Не стоит первоклассника отдавать в школу, в творческий кружок и спортивную секцию одновременно. Ему будет сложно адаптироваться сразу в нескольких коллективах, и это может негативно сказаться на его успеваемости, социализации и психическом комфорте. Детей лучше приобщать к творчеству и спорту до школы, во время каникул или уже во втором классе.
Игры в жизни детей дошкольников
Дошкольный возраст — это тот период в жизни детей, когда игры являются их основным видом деятельности. Поэтому с переходом в младший школьный период ребёнка нельзя ограничивать в любимом занятии.
Задача родителей — правильно организовать забавы, выделив для них определенное время. При этом важно приучить ребёнка к тому, что учебе следует уделять несколько больше времени, нежели играм.
Подготовка к школе и адаптация к школьной жизни в течение первого учебного года — сложный для ребёнка период. То, чему он научится, и что узнает в это время, останется с ним на всю жизнь. Поэтому родители должны пройти этот путь вместе со своими детьми, оказав им максимальную помощь и поддержку во время привыкания к новой социальной ситуации.