Общение взрослых с маленькими детьми — это многогранный процесс. Непосредственно словами при этом доводится до них лишь мизерная часть информации. По данным ученых, их доля составляет не более 7 процентов. Весь остальной процесс взаимодействия взрослого человека с маленьким — это так называемый язык тела.
Он включает в себя определенные позы, мимику, жесты. Все это относят к невербальным способам общения, которые должны освоить не только детские психологи или воспитатели в детских садах, но и родители. Такая форма подачи информации эффективно влияет на все стороны развития ребёнка в долгосрочной перспективе:
- на их отношение к взрослым и сверстникам,
- на поведение,
- на понимание и усваивание информации,
- на восприятие детей со стороны других людей.
В конечном счете все это определяет будущее ребёнка, его социализацию, перспективы. Невербальная форма подачи различных инструкций, советов, указаний, да и просто полезных сведений, как оказалось, может играть решающую роль. По этой причине модель поведения родителей должна быть тщательно выверена и просчитана, если они не хотят получить неожиданный и не всегда позитивный результат.
Влияние звуков на развитие ребёнка
Известно, что новорожденные и маленькие дети позитивно реагируют на мамин голос. Они его очень быстро запоминают, узнают среди множества других, определяют разные интонации. Познание жизни в этом возрасте идет именно через восприятие тональности маминого голоса и его интонаций.
Более того, ученые утверждают, что именно мамин голос учит ребёнка структурировать человеческую речь. Через его интонации малыш учится определять начало и завершение слогов, слов и предложений. Кроме того, научно подтверждено, что высокий тон голоса активнее стимулирует детей к общению. Именно поэтому они реагируют, прежде всего, на голос мамы, а не папы.
Для малыша, который обладает небольшим лексическим запасом и пока не в состоянии распознавать значение многих слов, существенное значение имеет, когда родители показывают свою реакцию на общение с ним при помощи звуков. Такой голосовой реакцией можно выразить согласие, одобрение/неодобрение, заинтересованность, строгость, негативную оценку. Ребёнок легче воспринимает это и принимает как руководство к действию.
В любом возрасте дети легче воспринимают информацию, если разговор идет при общении на уровне его глаз. Они при этом более восприимчивы к звуковым волнам и в прямом смысле этого слова не пропускают сказанное взрослыми мимо ушей. Не случайно для эффективности преподавания психологи часто рекомендуют учителям давать учебный материал, находясь с учениками на одном уровне.
Как родителям следует двигаться при общении
Невербальное общение выражается не только интонацией и звуками. Психологическое и творческое развитие ребёнка идет более активно, если взрослые при этом правильно применяют жесты или занимают подходящие позы.
Не забывайте, что родители кажутся малышу огромными. Неосторожную позу или резкое движение он может посчитать угрожающими и пугающими. Если это часто повторяется, взрослые, сами того не желая и порой даже не подозревая об этом, могут выработать у ребёнка стойкий страх. А с учетом того, что он просто не понимает, почему против него задействована такая агрессия и угроза, малыш может замкнуться в себе, отдалиться от родных.
Чтобы этого не произошло, необходимо контролировать свои жесты и принимаемые позы. Оптимальное расстояние между маленькими детьми и взрослыми при общении может составлять до 60 см. Чем старше ребёнок, тем больше становится эта дистанция, а личное пространство подростка увеличивается, подчеркивая его самостоятельность. Принудительное сокращение такого пространства неизбежно будет восприниматься как угроза.
Успешное развитие ребёнка стимулируется в том числе и невербальным поощрением. Свою поддержку и одобрение можно выразить очень простыми жестами — кивнуть головой, поднять вверх большой палец или, например, для подростков отметить их достижения двумя пальцами, сложенными в букву V (виктория). Использование таких жестов не требует от взрослых значительных усилий или траты времени, но оказывается очень важным для взаимопонимания в семье.
Готовность к общению, желание выслушать ребёнка выражает и поза, которую выбирают при этом родители. Если мама при этом мечется по кухне или выполняет какие-то другие движения, то доверительного общения не получится. Заинтересованность в беседе нужно показать ребёнку определенной позицией. Не стоит скрещивать ноги и руки, обнимать себя за плечи или колени. Поза должна быть открытая, развернутая в сторону ребёнка, приглашающая к разговору.
Каким еще может быть невербальный контакт с детьми
На развитии ребёнка может сказаться даже мимика взрослых. Обидеть, напугать, поощрить, выразить презрение, похвалить можно одним лишь выражением лица. Для малышей этот фактор особенно важен, поскольку значения некоторых высказываний они еще могут не знать, а вот к мимике очень чувствительны.
Дети прекрасно могут распознать выражение глаз взрослых, эмоциональную окрашенность той или иной гримасы, искренность улыбки. Естественно, они очень чувствительны к фальши, когда слова расходятся с выражением лица человека. Надо понимать, что в итоге формируется и собственная реакция ребёнка, закладывается его модель поведения на долгие годы.
Это означает, что родителям в присутствии своего ребёнка все же следует контролировать выражение лица.
Столь же важен для развития ребёнка и зрительный контакт в процессе общения с взрослыми. Недостаточно просто контролировать свою мимику — важно общаться лицом к лицу. Ребёнок сосредотачивает свое внимание на всех сторонах беседы, вплоть до движения губ. Так предлагаемая ему информация становится более «читабельной», и легче им воспринимается.
Если малыш вас игнорирует, не «слышит» ваши слова, не реагирует на сделанные замечания или указания — просто попробуйте бережно повернуть его к себе и повторить все то же самое, глядя ему в лицо. В таком действии будут реализованы и тактильный, и зрительный контакт, и интонация голоса, и выражение лица. Такое комплексное воздействие окажется более результативным.