Вы любите брокколи и сельдерей? Если нет, возможно, вам стоит быть благодарными судьбе за то, что природа одарила вас патологическим неприятием горького вкуса — ведь это снижает ваши риски в период пандемии COVID-19.
MedAboutMe разбирался, как люди чувствуют горький вкус и о неожиданных дополнительных эффектах этой способности.
Рецепторы горького вкуса
Ученые считают, что наша способность чувствовать горький вкус развилась в процессе эволюции для того, чтобы мы могли определять токсичные для нас продукты, например, несъедобные растения. И мы не одиноки: очень многие виды животных тоже испытывают отвращение к горечи. Умение различать горький вкус настолько важное для нашего вида, что существуют отдельные рецепторы, ориентированные на горечь, которые называются «вкусовые рецепторы 2 типа» (taste receptor, type 2, T2R).
В работе американских ученых, опубликованной в журнале Current Pharmaceutical Design в 2014 году, сообщается, что у человека T2R-рецепторы кодируются 28 основными функциональными генами и еще 16 дополнительными, псевдогенами. Это меньше, чем у мыши (36 основных и 7 псевдогенов) или у шпорцевой лягушки (52 и 14, соответственно), но больше, чем у собаки (16 и 5), лошади (19 и 36) и тем более у курицы (всего лишь 3 основных гена).
Для генов человека, кодирующих рецепторы горького вкуса, характерен полиморфизм, то есть, они могут иметь множество вариантов, определяющих индивидуальные способности различать горький вкус, его оттенки и концентрации. Всего в семействе T2R-рецепторов насчитывается порядка 25 разновидностей, которые позволяют точно определять стрихнин, хинин, кофеин и другие горькие вещества.
В последние годы ученые сообщают об обнаружении T2R-рецепторов не только на языке, но и других частях тела, таких как дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, поджелудочная железа, сердце, щитовидная железа, кожа, яички и др. Зачем они нам там нужны — вопрос, который очень интересует ученых и на данный момент активно изучается.
Часть секретов рецепторов горького вкуса уже удалось раскрыть. T2R были обнаружены в верхних дыхательных путях мышей в одиночных хемосенсорных клетках слизистой оболочки. При нанесении горьких веществ на слизистую активируется целая серия процессов, в частности — стимуляция тройничного нерва и одновременное снижение частоты дыхания.
У человека T2R имеются, в частности, в нижних дыхательных путях, а также они расположены на подвижных ресничках эпителия. При их стимуляции усиливается биение этих ресничек и ускоряется процесс удаления чужеродных организмов и вредных веществ вместе со слизью.
Одной из разновидностей T2R, которая в последние месяцы привлекла к себе повышенное внимание, является рецептор T2R38.
Люди-дегустаторы: супер и так себе
Рецептор T2R38 может быть представлен в разных вариантах, в зависимости от особенностей кодирующего его гена: мутаций и количества копий. Соответственно, люди с разным числом копий мутантного гена будут различаться по способности определять горький вкус. И по этому признаку их делят на три категории:
- Не-дегустаторы — те, кто вообще не чувствует горький вкус.
- Дегустаторы — люди со средними способностями к выявлению горечи.
- Супердегустаторы — люди, которые чрезвычайно, просто патологически, болезненно чувствительны к горькому вкусу.
Считается, что в частности ген T2R38 определяет количество вкусовых сосочков на языке с рецепторами к горькому вкусу. Поэтому можно попробовать определить, являетесь вы супердегустатором или нет? Как это сделать?
- Увеличьте контрастную окраску языка. Для этого можно погонять во рту немного красного вина.
- Возьмите лист бумаги с вырезанными в нем отверстиями диаметром примерно 6 мм.
- Расположите лист с отверстиями на языке. Через отверстия высовываются сосочки языка — маленькие мясистые выступы. Посчитайте, сколько сосочков вы видите в одном отверстии.
Если сосочков меньше 15 — вы не дегустатор, если от 15 до 30 — дегустатор, ну а если более 30 — вы супердегустатор.
Рецепторы горького вкуса и COVID-19
В мае 2021 года международная группа ученых из США (штат Луизиана) и Египта опубликовала результаты исследования, в котором участвовали почти 2 тысячи человек (57% женщины, средний возраст испытуемых — 45 лет).
Среди них были и не-дегустаторы (26.4%), и дегустаторы (47,4%) и супердегустаторы (26,3%). Кто есть кто — определялось с помощью тестирования на T2R38.
Но главное, что все они были медиками, которые работали с коронавирусной инфекцией в период с 1 июля по 30 сентября 2020 года в амбулаториях и стационарах США.
В общей сложности 13,7% участников наблюдений получили положительный результат ПЦР-теста на COVID-19. Из них каждому пятому (20,7%) понадобилась госпитализация.
В общей сложности, из общего числа пациентов с COVID-19 не-дегустаторами были 55,3%, дегустаторами — 39,1%, и только 5,6% оказались супердегустаторами.
Оказалось также, что самыми уязвимыми перед SARS-CoV-2 являются не-дегустаторы:
- они в 10 раз чаще получали положительный результат ПЦР-теста, чем дегустаторы и супердегустаторы,
- они также в 3,9 раза чаще попадали на больничную койку,
- симптомы заболевания сохранялись у них на протяжении 23,7 дней — по сравнению с 13,5 днями у дегустаторов и всего лишь 5 днями у супердегустаторов.
Интересный момент: с возрастом даже у супердегустаторов рецепторов T2R38 становится меньше.
Так, по данным того же американо-египетского исследования, средний возраст супердегустаторов составлял 41,6 лет (плюс-минус 11,2 года), дегустаторов — 45,6 лет (плюс-минус 13,4 года), а не-дегустаторов — 49,1 года (плюс-минус 15,9 года).
Это коррелирует с данными об уязвимости пожилых людей перед коронавирусной инфекцией: если в возрасте от 10 до 19 лет симптомы проявляются в среднем у 21% инфицированных людей, то к 70 годам эта цифра возрастает до 69%.
Возможно немалую роль в повышении рисков играет и возрастное уменьшение числа рецепторов к горькому вкусу.
Как это работает?
Ученые выяснили, что при стимуляции T2R38 начинает бурно вырабатываться оксид азота (NO), что приводит к активизации механизмов мукоцилиарного клиренса — так называется совокупность процессов, направленных на удаление с поверхности слизистой оболочки патогенных микроорганизмов, чужеродных белков, токсинов и любых других агентов, способных причинить организму вред.
А еще в 2009 году команда ученых из Швеции и Сингапура доказала, что оксид азота успешно подавляет репликацию (размножение) у коронавируса SARS-CoV-1 — того самого, что стал причиной вспышки атипичной пневмонии 2002-2003 года. И делает он это с помощью аж двух разных механизмов:
- оксид азота блокирует реакции трансформации spike-белка коронавируса и тем самым не дает ему взаимодействовать с ACE2-рецепторами;
- оксид азота и его производные снижают продукцию вирусной РНК на ранних стадиях репликации вируса.
В отношении пандемического коронавируса SARS-CoV-2 наблюдалась аналогичная картина. Ученые считают, что в этом случае можно говорить о врожденном иммунитете к COVID-19.
Супердегустаторы не переносят брокколи, сельдерей и капусту кале. Вы тоже не любите брокколи? Возможно, что тогда и вы обладаете хоть и не гарантированной, но все же защитой от коронавируса SARS-CoV-2 и вызываемого им COVID-19.
Выводы
Итак, подводим итоги.
- В организме человека есть рецепторы горького вкуса, которые вне ротовой полости способны выполнять и другие функции, играя важную роль в иммунной защите организма.
- Определенные виды T2R-рецепторов способны распознавать патогены, в том числе и пандемический коронавирус SARS-CoV-2, и делают они это в течение нескольких минут (а не по 12 часов, как так называемые toll-подобные рецепторы, которые тоже участвуют в активации иммунного ответа при контакте с вирусами).
- Люди, у которых очень много таких рецепторов, называются супердегустаторами и, по-видимому, они обладают врожденной иммунной защитой от коронавирусной инфекции. Это не 100%-ная гарантия, что такой человек никогда не заболеет COVID-19, но риски для него будут существенно ниже.